Юон - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Юон

 
 
 
 
 
 

Судь­ба вся­чес­ки бла­го­во­ли­ла К. Ф. Юону. Он про­жил дол­гую жизнь. У не­го был на ред­кость счас­тливый брак. Ок­ру­жа­ющие лю­би­ли его. Ему ни­ког­да не при­хо­ди­лось бо­роть­ся с нуж­дой. Ус­пех при­шел к не­му очень ра­но и всег­да ему со­пут­ство­вал. Пос­ле ре­во­лю­ции по­чес­ти, вы­со­кие наг­рады, зва­ния, ру­ко­во­дя­щие дол­жнос­ти как бы ис­ка­ли его са­ми.

Нев­згод бы­ло мень­ше - это раз­мол­вка в те­че­ние нес­коль­ких лет с от­цом (слу­жа­щим бан­ка) из-за же­нитьбы Юона на кресть­ян­ке и ран­няя смерть од­но­го из сы­но­вей.

В 1892 г. Юон пос­ту­пил в МУЖВЗ, где за­ни­мал­ся у К. А. Са­виц­ко­го, Н. А. Ка­сат­ки­на, А. Е. Ар­хи­по­ва, В. А. Се­ро­ва.

Пуб­ли­ка за­ме­ти­ла его кар­тины еще на уче­ни­чес­ких вы­став­ках и рас­ку­па­ла их так охот­но, что сту­дент Юон смог пред­при­нять пу­те­шес­твие по Рос­сии и по Ев­ро­пе.

Впос­лед­ствии его кар­тины бы­ли всег­да же­ланны и на вы­став­ках пе­ред­виж­ни­ков, и на вы­став­ках "Ми­ра ис­кус­ства" и СРХ (чле­ном ко­то­ро­го он был). О нем пи­са­ли ве­ду­щие кри­ти­ки и ис­кус­ство­веды его вре­ме­ни -А.Н. Бе­нуа, И. Э. Гра­барь, П. П. Му­ра­тов, по­том А М. Эф­рос, Д. Е. Ар­кин... Он и сам вы­сту­пал как ис­кус­ство­вед с ра­бо­та­ми о твор­чес­тве рус­ских ху­дож­ни­ков, о тех­ни­ке жи­во­пи­си, о ху­до­жес­твен­ном вос­пи­та­нии.

Вско­ре пос­ле окон­ча­ния учи­ли­ща Юон на­чал пре­по­да­ва­тель­скую де­ятель­ность и за­ни­мал­ся ею всю жизнь, зас­лу­жив ве­ли­кую приз­на­тель­ность сво­их уче­ни­ков, сре­ди ко­торых бы­ли В. И. Му­хи­на, скуль­птор-ани­ма­лист В. А. Ва­та­гин и др.

Юон ос­та­вил мно­го ра­бот раз­но­го уров­ня. Он был жи­во­пис­цем, гра­фи­ком и те­ат­ральным ху­дож­ни­ком. Про­бо­вал се­бя в те­ма­ти­чес­кой кар­ти­не, пи­сал пор­треты сво­их сов­ре­мен­ни­ков, но ис­тинным его приз­ва­ни­ем ока­за­лась пе­йзаж­ная жи­во­пись. Как и дру­гие мас­те­ра СРХ, Юон ус­во­ил не­ко­торые прин­ципы фран­цуз­ских им­прес­си­онис­тов, не поры­вая при этом с тра­ди­ци­ями рус­ско­го ре­ализ­ма вто­рой по­ло­вины XIX в., то есть не "рас­тво­ряя" фор­му пред­ме­тов в сре­де. По­доб­но А. П. Ря­буш­ки­ну и Б. М. Кус­то­ди­еву, он лю­бил рус­скую ста­ри­ну, ее де­ко­ра­тив­ность и кра­соч­ность.

Возвращение с работы
Возвращение с работы
1930
Штурм Кремля в 1917 году
Штурм Кремля в 1917 году
1947
День Благовещения
День Благовещения
1922
На его па­мя­ти про­изош­ло от­кры­тие древ­не­рус­ской ико­но­пи­си. Рес­тав­ра­торы ста­ли рас­чи­щать иконы и об­на­ру­жи­ли яр­кие, чистые цве­та. Все это пов­ли­яло на фор­ми­ро­ва­ние ма­неры Юона. Он лю­бил ра­дость и кра­со­ту в при­ро­де и жиз­ни; охот­нее все­го изоб­ра­жал сол­нце, снег, яр­кие на­родные одежды, па­мят­ни­ки древ­не­рус­ской ар­хи­тек­туры ("Тро­иц­кая лав­ра зи­мой", "Ве­сен­ний сол­нечный день", обе 1910; "Мар­тов­ское сол­нце", 1915).
Боль­шой из­вес­тностью поль­зу­ет­ся его кар­ти­на "Ку­по­ла и лас­точ­ки. Ус­пен­ский со­бор Тро­ице-Сер­ги­евой лавры" (1921). Это па­но­рамный пе­йзаж, на­пи­санный с ко­ло­коль­ни со­бо­ра ясным лет­ним ве­че­ром, на за­ка­те. Под лас­ковым не­бом бла­го­ден­ству­ет зем­ля, и на пе­ред­нем пла­не сияют ос­ве­щенные сол­нцем ку­по­ла с зо­лоты­ми узор­чаты­ми крес­та­ми. Сам мо­тив не толь­ко очень кра­сив, но и смел для эпо­хи бес­по­щад­ной борьбы но­вой влас­ти с цер­ковью
 
К ис­то­ри­чес­ким те­мам - ре­во­лю­ции и Оте­чес­твен­ной во­йны - Юон так­же под­хо­дит че­рез пе­йзаж, при­чем, обоб­щая, стре­мит­ся быть пре­дель­но дос­то­верным ("Пе­ред вступ­ле­ни­ем в Кремль. Ни­коль­ские во­ро­та 2(15) но­яб­ря 1917 го­да", 1926; "Па­рад на Крас­ной пло­ща­ди в Мос­кве 7 но­яб­ря 1941 го­да", 1942). Сре­ди поз­дних про­из­ве­де­ний Юона вы­де­ля­ют­ся те, что на­пи­саны в де­рев­не Ли­га­че­во под Мос­квой, где у ху­дож­ни­ка был дом и где он ра­бо­тал с 1908 по 1958 г. ("Ко­нец зимы. Пол­день", 1929; "Рус­ская зи­ма. Ли­га­че­во", "Рас­кры­тое ок­но. Ли­га­че­во", оба 1947), и те, что на­пи­саны по вос­по­ми­на­ни­ям юнос­ти и свя­заны с по­эти­чес­кой сто­ро­ной жиз­ни и бы­та ста­рой Москвы, вос­пи­тав­шей ху­дож­ни­ка ("Кор­мле­ние го­лу­бей на Крас­ной пло­ща­ди в 1890-1900 го­дах", 1946)
 
 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх