Васнецов В М - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Васнецов В М

 
 
 
 
 
 

Вы­да­ющи­йся рус­ский жи­во­пи­сец, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков на­ци­ональ­но-ро­ман­ти­чес­ко­го ва­ри­ан­та рус­ско­го мо­дер­на, Вик­тор Ми­ха­йло­вич Вас­не­цов, ро­дил­ся в 1848 г. в се­ле Лопь­ял Ур­жум­ско­го уез­да в Вят­ской гу­бер­нии. Пра­дед ху­дож­ни­ка окон­чил ри­со­валь­ный класс се­ми­на­рии. Его отец, Ми­ха­ил Ва­силь­евич Вас­не­цов, был об­ра­зо­ванным сель­ским свя­щен­ни­ком.

В де­ре­вен­ском до­ме Вас­не­цовых со­че­та­лись разные ук­лады жиз­ни. По ве­че­рам чи­та­ли мно­го книг и жур­на­лов, пос­вя­щенных ес­тес­твенным на­укам и ас­тро­но­мии, ри­со­ва­ли. И ба­буш­ка и отец ху­дож­ни­ка вла­де­ли ак­ва­релью, имен­но отец стал его первым учи­те­лем ри­со­ва­ния. Вас­не­цов вмес­те со сво­им бра­том Апол­ли­на­ри­ем рос не обо­соб­лен­но, а на­хо­дясь в тес­ном об­ще­нии с кресть­ян­ски­ми деть­ми. Ху­дож­ник с дет­ства про­ни­кал­ся по­эзией на­родных ска­зок, пре­да­ний и по­ве­рий, кра­со­той на­род­но­го ис­кус­ства, кра­соч­ной об­ря­до­вой сто­ро­ной бы­та. Он вос­при­ни­мал при­ро­ду как оду­шев­лен­ное су­щес­тво. Имен­но дет­ство за­ло­жи­ло нрав­ствен­но-ду­ховные ос­новы лич­нос­ти ху­дож­ни­ка.

На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Вас­не­цов по­лу­чил в мес­тном ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в ду­хов­ной се­ми­на­рии (1862 — 1867), где он изу­чал древ­не­рус­скую ли­те­ра­ту­ру. Ли­те­ра­турные об­разы пе­реп­ле­та­лись в ду­ше ху­дож­ни­ка с фоль­клорны­ми об­ра­за­ми, насы­щая его внут­рен­ний мир, что не мог­ло не от­ра­зить­ся на даль­не­йшем твор­чес­тве ху­дож­ни­ка.

Во вре­мя своей учебы в се­ми­на­рии Вас­не­цов обу­чал­ся и прак­ти­ко­вал­ся в ко­пи­ро­ва­нии с ли­тог­ра­фий у пре­по­да­ва­те­ля гим­на­зии и вла­дель­ца ико­но­пис­ной мас­тер­ской Н. А. Черны­ше­ва. Это име­ло ог­ром­ное зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии Вас­не­цо­ва как ху­дож­ни­ка, в рас­кры­тии его ху­до­жес­твен­но­го да­ро­ва­ния.

В ав­гус­те 1867 го­да Вас­не­цов от­пра­вил­ся в Пе­тер­бург для обу­че­ния в Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­до­жеств. Че­рез нес­коль­ко ме­ся­цев пос­ле при­ез­да мо­ло­дой че­ло­век зна­ко­мит­ся с Крам­ским , ко­торый пре­по­да­вал в Шко­ле по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков. Крам­ской, про­па­ган­ди­ро­вав­ший сре­ди сво­их уче­ни­ков призыв Н. Г. Черны­шев­ско­го к от­ра­же­нию в ис­кус­стве проб­лем сов­ре­мен­нос­ти, ока­зал на Вас­не­цо­ва ог­ром­ное вли­яние и в нрав­ствен­ном, и в ху­до­жес­твен­ном смы­слах. В Шко­ле по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков Вас­не­цов поз­на­ко­мил­ся с Ре­пиным, с ко­торым был впос­лед­ствии очень дру­жен. Вас­не­цов был чле­ном Това­ри­щес­тва пе­ред­виж­ни­ков
Спящая царевна
Спящая царевна
1900
Сирин и Алконост
Сирин и Алконост
Радость праведных о Господе
Радость праведных о Господе
Радость праведных о Господе
Радость праведных о Господе
 
Ковер-самолет
Ковер-самолет
1880
 
 
Иван Царевич на сером волке
Иван Царевич на сером волке
1889
 
Воины Апокалипсиса
Воины Апокалипсиса
1887
 
Витязь на распутье
 
Богатыри
Богатыри
 
Баян
Баян
1910
 
Аленушка
Аленушка
1881
 
С 1868 го­да ху­дож­ник ув­лек­ся гра­фи­кой и к на­ча­лу 1870-х го­дов дос­тиг боль­ших ус­пе­хов в этой об­лас­ти. Его “Книжный ла­воч­ник (Про­вин­ци­аль­ный бу­ки­нист. Ку­пец с кни­гой )” и “Маль­чик с буты­лью вод­ки” по­лу­чи­ли брон­зо­вую ме­даль на Меж­ду­на­род­ной вы­став­ке 1874 го­да в Лон­до­не.

Опыт ра­боты ху­дож­ни­ка в гра­фи­ке пос­лу­жил ус­пе­ху его пос­ле­ду­ющих кар­тин, на­пи­санных мас­лом: “Ни­щие певцы”, “Ча­епи­тие в трак­ти­ре”, в ко­торых от­ра­зил­ся его опыт изу­че­ния ха­рак­те­ров лю­дей и со­ци­альных яв­ле­ний. Пос­ле­ду­ющие жан­ровые ком­по­зи­ции ху­дож­ни­ка ха­рак­терны для ана­ли­ти­чес­ко­го нап­рав­ле­ния пе­ред­виж­ни­ков, склонных к ли­риз­му, к про­ник­но­ве­нию в думы сво­их ге­ро­ев.

В Ака­де­мии ху­дож­ник обу­чал­ся по прог­рам­ме жи­во­пис­ца-стан­ко­вис­та, но он был первым ху­дож­ни­ком, ко­торый объ­еди­нил рос­пись, офор­мле­ние спек­так­ля, ар­хи­тек­тур­ное и прик­лад­ное твор­чес­тво в од­ну ху­до­жес­твен­ную идею. В Ака­де­мии Вас­не­цов пробыл до 1875 г. и по­лу­чил за ус­пе­хи в ри­со­ва­нии и за этюды с на­туры две малые и од­ну боль­шую се­реб­ряные ме­да­ли (за ком­по­зи­цию “Хрис­тос и Пи­лат пе­ред на­ро­дом”, 1870 г.).
 
Вес­ной 1876 го­да пос­ле вы­хо­да из Ака­де­мии Вас­не­цов, по приг­ла­ше­нию Ре­пи­на , с ко­торым они бы­ли осо­бен­но дружны, при­ехал в Па­риж, где ра­бо­тал боль­ше го­да. Бла­го­да­ря Ре­пи­ну Вас­не­цов оку­на­ет­ся в изу­че­ние ху­до­жес­твен­ной жиз­ни Па­ри­жа, на­пол­нен­ной ос­трой борь­бой. Ху­дож­ник зна­ко­мить­ся с С. И. Ма­мон­товым и вмес­те с По­ле­новым по­лу­ча­ет от не­го приг­ла­ше­ние по­се­лить­ся в Мос­кве. По­лот­но “Ак­ро­баты (На праз­дни­ке в ок­рес­тнос­тях Па­ри­жа)” (1877), на­пи­сан­ное в Па­ри­же но­си­ло еще жан­ровый ха­рак­тер, но имен­но там к ху­дож­ни­ку приш­ла идея нап­ра­вить свое твор­чес­тво в дру­гое рус­ло. В это вре­мя им был на­пи­сан эс­киз “Бо­гаты­ри”, по­ло­жив­ший на­ча­ло эпи­чес­ко­му цик­лу
 
Воз­вра­тив­шись в Рос­сию ху­дож­ник соз­дал своеоб­разный жан­ро­во-ис­то­ри­чес­кий цикл, отоб­ра­жа­ющий рус­ско-ту­рец­кую во­йну. В цикл вош­ли: кар­тины “Во­ен­ная те­лег­рам­ма”, “Карс взя­ли” и ри­су­нок “Ночью на ули­цах Пе­тер­бур­га в день взя­тия Плевны” (1878). Эти ра­боты бы­ли по­ка­заны на VI вы­став­ке ТПХВ в мар­те 1878 го­да.
 
В это же вре­мя им бы­ли на­пи­саны эс­кизы к кар­ти­не “Ка­бак”, ре­аль­но от­ра­жа­ющие сос­то­яние че­ло­ве­ка во вре­мя бе­зу­дер­жно­го ве­селья. Ху­дож­ник вновь об­ра­тил­ся к фоль­кло­ру и на­пи­сал эс­киз к кар­ти­не “Ви­тязь на рас­путье” (1878), первый ва­ри­ант ко­то­рой был по­ка­зан на­VI вы­став­ке ТПХВ. Но это еще не бы­ло еще окон­ча­тельным об­ра­ще­ни­ем ху­дож­ни­ка к фоль­кло­ру. Вас­не­цов соз­да­ет оче­ред­ной жан­ровый сю­жет: “Пре­фе­ранс” (1879), от­ра­зив­ший со­ци­аль­ное яв­ле­ние с точ­ки зре­ния эти­чес­ко­го ре­ализ­ма пе­ред­виж­ни­ков. Этой кар­ти­ной вос­хи­щал­ся Крам­ской. Ра­боты 1877 — 1879 гг. за­вер­ша­ют де­ся­ти­лет­ний пе­ри­од, пос­вя­щенный жан­ро­вой жи­во­пи­си.
 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх