Венецианов - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Венецианов

 
 
 
 
 
 

Алек­сей Ве­не­ци­анов ро­дил­ся 7 фев­ра­ля 1780 го­да в Мос­кве, в ку­пе­чес­кой семье. В тог­даш­них цер­ковных кни­гах его отец, Гав­ри­ла Юрь­евич, зна­чил­ся "мос­ков­ским куп­цом, гре­ком". И де­йс­тви­тель­но, пред­ки ху­дож­ни­ка бы­ли вы­ход­ца­ми из Гре­ции.

Где-то на ру­бе­же 17-18 ве­ков они пе­ре­се­ли­лись в Бол­га­рию, от­ту­да -  В Не­жин, а уже по­том - в Мос­кву. Гав­ри­ла Юрь­евич тор­го­вал яго­да­ми для ва­ренья, ягодны­ми кус­та­ми да тюль­панны­ми лу­ко­ви­ца­ми и ви­дел сы­на про­дол­жа­те­лем сво­его де­ла. А тот с ран­них лет ув­лек­ся "ху­до­жес­тва­ми": ри­со­вал с чу­жих кар­тин и с на­туры, пор­тре­ти­ро­вал сво­их то­ва­ри­щей.
Труд­но от­ве­тить на воп­рос - "учил­ся ли у ко­го-ни­будь юный Ве­не­ци­анов?". Есть данные, что су­щес­тво­вал не­кий Па­хомыч, на­учив­ший маль­чи­ка сос­тав­лять крас­ки, го­то­вить и грун­то­вать холст, на­тя­ги­вать его на под­рам­ник.

Как бы там ни бы­ло, первые из­вес­тные ра­боты Ве­не­ци­ано­ва, от­но­ся­щи­еся к са­мо­му на­ча­лу 19 ве­ка, сви­де­тель­ству­ют о том, что пе­ред на­ми да­ле­ко не но­ви­чок в жи­во­пи­си.
Пос­ле окон­ча­ния пан­си­она Ве­не­ци­анов не­ко­то­рое вре­мя слу­жил в Чер­теж­ном уп­рав­ле­нии, а в 1802 го­ду от­пра­вил­ся в Пе­тер­бург. Мо­ти­ви­ров­ки это­го пе­ре­ез­да не слиш­ком ясны.

Да­лее о жиз­ни ху­дож­ник до 1807 го­да мне­ния ис­сле­до­ва­те­лей рас­хо­дят­ся. Од­ни ут­вер­жда­ют, что, по­тер­пев фи­ас­ко, Ве­не­ци­анов вер­нул­ся в Мос­кву. Дру­гие, нап­ро­тив, пи­шут, что он ос­тал­ся в Пе­тер­бур­ге и, по­лу­чая от от­ца со­дер­жа­ние, всерь­ез оза­бо­тил­ся сво­им ху­до­жес­твенным об­ра­зо­ва­ни­ем.
В 1807 го­ду Ве­не­ци­анов пос­ту­пил на служ­бу в Кан­це­ля­рию ди­рек­то­ра почт Д. Тро­щин­ско­го. Ви­ди­мо, имен­но Тро­щин­ский свел его со зна­ме­нитым пор­тре­тис­том В. Бо­ро­ви­ков­ским . Встре­ча двух жи­во­пис­цев - на­чи­на­юще­го и мас­ти­то­го - име­ла сво­им след­стви­ем то, что Ве­не­ци­анов стал уче­ни­ком Бо­ро­ви­ков­ско­го. Ве­ро­ят­нее все­го, он в это вре­мя и жил, и сто­ло­вал­ся у не­го. В до­ме Бо­ро­ви­ков­ско­го Ве­не­ци­анов уго­дил в са­мую гу­щу тог­даш­ний ху­до­жес­твен­ной жиз­ни, уви­дел и услы­шал вжи­вую мно­гих зна­ме­нитых рус­ских пи­са­те­лей и ху­дож­ни­ков.
В том же, 1807-м, го­ду в его го­ло­ве ро­дил­ся новый "про­жект".  Ве­не­ци­анов за­ду­мал из­да­вать "Жур­нал ка­ри­ка­тур". В де­каб­ре под­пис­чи­ки по­лу­чи­ли два первых вы­пус­ка-гра­вюры жур­на­ла. Тре­тий вы­пуск (ка­ри­ка­ту­ра "Вель­мо­жа") уже не до­шел до них. Он по­пал к Алек­сан­дру І, ко­торый поп­ро­сил пе­ре­дать ав­то­ру, что " он да­ро­ва­ние свое мог бы об­ра­тить на го­раз­до луч­ший пред­мет", и жур­нал зап­ре­тил.
Обес­ку­ра­женный Ве­не­ци­анов по не­ко­то­ром размы­шле­нии ре­шил по­пасть в сфе­ру об­щес­твен­ной жиз­ни дру­гим пу­тем. Офи­ци­альным. Че­рез Ака­де­мию ху­до­жеств. В 1811 го­ду он по­лу­чил зва­ние "наз­на­чен­но­го" за пред­став­ленный ав­то­пор­трет. Эту сту­пень пред­ла­га­лось пре­одо­леть всем тем, кто не учил­ся в Ака­де­мии. На сле­ду­ющий год ху­дож­ник вы­пол­нил кон­кур­сную прог­рам­му и стал ака­де­ми­ком.
В 1815 го­ду Ве­не­ци­анов же­нил­ся на пред­ста­ви­тель­ни­це обед­нев­ше­го дво­рян­ско­го ро­да Мар­фе Афа­нась­ев­не Азарь­евой. К то­му вре­ме­ни он яв­но ус­тал от Пе­тер­бур­га. В 1818 го­ду он сде­лал­ся по­ме­щи­ком, ку­пив в Твер­ской гу­бер­нии не­боль­шое име­ние Са­фон­ко­ва. Тог­да и соз­ре­ло ре­ше­ние бро­сать служ­бу и уез­жать из го­ро­да нав­сег­да. В 1819 го­ду мас­тер это ре­ше­ние ис­пол­нил. С тех пор он, до­мо­сед по на­ту­ре, знал лишь дну до­ро­гу из Са­фон­ко­ва и Пи­тер и об­рат­но.
Хо­зя­ином Ве­не­ци­анов ока­зал­ся ра­чи­тельным и добрым. Он пред­при­нял ряд бла­го­ус­тро­йств.

В де­рев­не свер­шил­ся пе­ре­во­рот в ху­до­жес­твен­ной ве­ре ху­дож­ни­ка. Ос­та­вив уп­раж­не­ния в пор­трет­ном жан­ре, он при­нял­ся пи­сать кресть­ян. Эти ра­боты и вы­дви­ну­ли его в ряды вид­не­йших жи­во­пис­цев сво­его вре­ме­ни.
С на­ча­ла 1820-х го­дов ху­дож­ник стал со­би­рать та­лан­тливых кресть­ян­ских под­рос­тков и обу­чать их ре­мес­лу жи­во­пис­ца. Пос­те­пен­но сфор­ми­ро­ва­лась груп­па, из­вес­тная как "Шко­ла Ве­не­ци­ано­ва". Птенцы вы­ле­та­ли один за дру­гим из ве­не­ци­анов­ско­го гнез­да в боль­шой мир, мно­гих он прис­тра­ивал в Ака­де­мию. Толь­ко се­бя прис­тро­ить так и не су­мел. Его эс­кизы для кар­тины, ко­то­рая дол­жна бы­ла открыть путь к зва­нию "со­вет­ни­ка", заб­ра­ко­вал ака­де­ми­чес­кий со­вет. В даль­не­йшем с Ака­де­мией Ве­не­ци­анов низ­мен­но был "на но­жах". Пи­лю­лю не смог­ли под­слас­тить да­же прис­во­ение ему в 1830 го­ду зва­ния "ху­дож­ни­ка го­су­да­ря им­пе­ра­то­ра", наз­на­че­ние еже­год­но­го жа­ло­ванья в 3000 руб­лей и наг­раж­де­ние ор­де­ном св. Вла­ди­ми­ра 4-й сте­пе­ни.
Не­по­мерные рас­ходы, свя­занные с не­об­хо­ди­мостью со­дер­жать шко­лу и обес­пе­чи­вать сво­их вос­пи­тан­ни­ков, лег­ли тя­желым бре­ме­нем на име­ние. В кон­це кон­цов, он был вы­нуж­ден за­ло­жить име­ние в Опе­кун­ский со­вет. Пы­та­ясь хоть как-то вы­пра­вить ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, Ве­не­ци­анов брал­ся за за­казные ра­боты. По боль­шей час­ти, это бы­ли пор­треты и иконы для цер­квей.
 

4 де­каб­ря 1847 го­да, окон­чив эс­кизы икон для од­ной из твер­ских цер­квей, он за­хо­тел са­мо­лич­но от­вез­ти их  в Тверь. На спус­ке с кру­той горы ло­ша­ди по­нес­ли, Ве­не­ци­ано­ва вы­бро­си­ло из са­ней, и он за­пу­тал­ся в вож­жах. В се­ло Под­дубье тро­йка при­та­щи­ла уже безды­хан­ное те­ло.
На пашне
На пашне
1820
Спящий пастушок
Спящий пастушок
Де­ре­во, мас­ло. 27.5 x 36.5 см. Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей

В не­боль­шом по раз­ме­ру хол­сте «Спя­щий пас­ту­шок» Ве­не­ци­анов впервые соз­да­ет тот тип ком­по­зи­ции, ко­торый за­ймет зна­чи­тель­ное мес­то в его даль­не­йшем твор­чес­тве. Вы­став­лен­ная в 1826–1827 гг. в Об­щес­тве по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков в Пе­тер­бур­ге ра­бо­та по­ра­зи­ла зри­те­лей но­ва­тор­ством ху­до­жес­твен­но­го ре­ше­ния, со­че­та­юще­го бы­то­вую дос­то­вер­ность мо­ти­ва и точ­ность де­та­лей с вы­со­той обоб­ще­ния.

Сю­жет, ес­ли во­об­ще здесь мож­но го­во­рить о нем, очень прост. На пер­вом пла­не, спра­ва, прис­ло­нясь спи­ной к ство­лу бе­резы, дрем­лет кресть­ян­ский маль­чик – пас­ту­шок. Его не­под­виж­ная фи­гу­ра ком­по­зи­ци­он­но от­де­ле­на от пе­йзаж­но­го фо­на, что поз­во­ля­ет пе­ре­дать без­гра­нич­ную ши­ро­ту и глу­би­ну лан­дшаф­та. Ве­не­ци­анов изоб­ра­жа­ет вид на ре­ку Во­рож­бу из окон сво­его до­ма в се­ле Са­фон­ко­во Твер­ской гу­бер­нии. В мяг­ких, сте­ля­щих­ся бе­ре­гах про­те­ка­ет реч­ка. На про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­не вид­на слег­ка хол­мис­тая, ти­пич­но рус­ская рав­ни­на с по­жел­тев­ши­ми ни­ва­ми, пе­ре­лес­ка­ми, оди­но­ки­ми еля­ми, са­ра­ем и вет­хим плет­нем. Тон­кие све­то-цве­товые пе­ре­ходы соз­да­ют поч­ти ося­за­емое ощу­ще­ние как бы за­мед­лен­но­го лет­ним зно­ем, но неп­реры­вно­го и бес­ко­неч­но мно­го­об­раз­но­го те­че­ния жиз­ни.

Не­изъ­яс­нимый по­кой, ти­ши­на, от­сут­ствие дви­же­ния – все склады­ва­ет­ся в вос­хи­ти­тель­ный, ис­пол­ненный по­эзии гимн из­веч­но­му, неп­ре­хо­дя­ще­му. В кар­ти­не пол­нов­лас­тно ца­рит по­кой. Но че­ло­ве­чес­кий по­кой зы­бок и крат­кос­ро­чен. И он не зна­ет все­пог­ло­ща­ющей пол­ноты. Про­тив во­ли и же­ла­ния ху­дож­ни­ка во­шед­ший в ра­бо­ту не­ко­торый от­те­нок по­зи­ро­ва­ния, как это ни па­ра­док­саль­но, глуб­же раз­ви­ва­ет ав­тор­ский замы­сел: чуть за­мет­ная нап­ря­жен­ность фи­гуры маль­чи­ка, приз­рач­ность сна уси­ли­ва­ет ве­ли­кий по­кой, ис­хо­дя­щий от ды­ха­ния при­роды. Зем­ля жи­вет своей ти­хой, та­йной жизнью, от­стра­нен­ной от су­ет­нос­ти че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия. Си­лою ху­до­жес­твен­но­го прет­во­ре­ния ни­чем, ни в чем не при­ук­ра­шен­ная ре­алия прев­ра­ще­на в вы­со­кую по­эзию, воз­ве­де­на, по лю­би­мо­му вы­ра­же­нию Го­го­ля, в «перл соз­да­ния».
 
Девушка в платке
Девушка в платке
 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх