Толстой - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Толстой

 
 
 
 
 
 

Тол­стой (граф Фе­дор Пет­ро­вич) - ме­даль­ер, скуль­птор, жи­во­пи­сец, гра­вер, один из на­ибо­лее вли­ятельных де­яте­лей в об­лас­ти рус­ско­го ис­кус­ства (1783 - 1873).
 Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в ро­ди­тель­ском до­ме в Санкт-Пе­тер­бур­ге и очень ра­но вы­ка­зал лю­бовь и не­обы­кно­вен­ную спо­соб­ность к ри­со­ва­нию. Был от­дан в по­лоц­кий иезу­ит­ский кол­ле­гий, где силь­ное вли­яние на не­го имел из­вес­тный па­тер Гру­бер ; от­ту­да Тол­стой пос­ту­пил ка­де­том в мор­ской кор­пус, из ко­то­ро­го, в 1802 г., вы­пу­щен мич­ма­ном в бал­ти­йс­кий греб­ной флот.
Не пе­рес­та­вая за­ни­мать­ся ри­со­ва­ни­ем, по­ло­жи­тель­ное приз­ва­ние к ис­кус­ству по­чув­ство­вал лишь по сво­ем про­из­вод­стве в мич­маны. Ре­шив­шись учить­ся ва­янию и ме­даль­ер­но­му ис­кус­ству в Ака­де­мии Ху­до­жеств, Тол­стой стал по­се­щать классы ака­де­мии в ка­чес­тве воль­ноп­ри­хо­дя­ще­го уче­ни­ка и, для боль­шей ус­пеш­нос­ти сво­их за­ня­тий в ней, вы­шел в 1804 г. в от­став­ку. Усер­дная ра­бо­та в ака­де­ми­чес­ких клас­сах и изу­че­ние ли­те­ра­туры и ис­то­рии бы­стро раз­ви­ли да­ро­ва­ние мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка, так что уже в 1806 г. он об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние им­пе­ра­то­ра Алек­сан­дра I , ко­торый оп­ре­де­лил его на служ­бу в Эр­ми­таж, а в 1809 г. в мо­нетный де­пар­та­мент, ме­даль­ером.
В том же го­ду Ака­де­мия Ху­до­жеств из­бра­ла его в свои по­четные члены. В 1825 г. он был сде­лан пре­по­да­ва­те­лем в ме­даль­ер­ном клас­се ака­де­мии, в 1828 г. наз­на­чен ее ви­це-пре­зи­ден­том, в 1842 г. воз­ве­ден в зва­ние про­фес­со­ра ме­даль­ер­но­го ис­кус­ства, а че­рез год пос­ле то­го - и в зва­ние про­фес­со­ра скуль­птуры. Дол­жность ви­це-пре­зи­ден­та он за­ни­мал до пос­ле­до­вав­ше­го в 1859 г. пре­об­ра­зо­ва­ния ака­де­мии, пос­ле че­го сос­то­ял до кон­ца своей жиз­ни то­ва­ри­щем пре­зи­ден­та. В 1854 г. тор­жес­твен­но праз­дно­ва­лось пя­ти­де­ся­ти­ле­тие его ху­до­жес­твен­ной де­ятель­нос­ти и по это­му слу­чаю бы­ла вы­би­та ме­даль в его честь.
В ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ства граф Тол­стой за­ни­ма­ет од­но из самых видных мест не толь­ко как да­ро­витый, прос­ве­щенный и мно­гос­то­рон­ний ху­дож­ник, но и как че­ло­век, сво­им пе­ре­хо­дом из арис­ток­ра­ти­чес­кой среды на поп­ри­ще ис­кус­ства возвы­сив­ший зна­че­ние ар­тис­ти­чес­кой про­фес­сии в гла­зах об­щес­тва и дол­гов­ре­менным пребы­ва­ни­ем сво­им на пос­те ви­це-пре­зи­ден­та ака­де­мии мно­го спо­соб­ство­вав­ший раз­ви­тию мо­лодых ху­дож­ни­ков.
Он был го­ря­чий пок­лон­ник древ­ней Гре­ции, ко­то­рую с юных лет изу­чал в ее ис­то­рии и ху­до­жес­твенных про­из­ве­де­ни­ях; в сво­их ра­бо­тах он стре­мил­ся приб­ли­зить­ся к кра­со­те и бла­го­род­ству эл­лин­ских па­мят­ни­ков скуль­птуры и ри­сун­ков на ва­зах, но при этом, ког­да де­ло шло об изоб­ра­же­нии рус­ских и ре­ли­ги­озных сю­же­тов, умел на­хо­дить для них со­от­вет­ству­ющие им формы и типы. Ком­по­зи­ция у не­го - стро­го об­ду­ман­ная, ри­су­нок - пра­виль­ный, тех­ни­чес­кое ис­пол­не­ние - доб­ро­со­вес­тное и уме­лое. Сов­ре­менные нам це­ни­те­ли ис­кус­ства на­йдут, что от боль­шин­ства про­из­ве­де­ний гра­фа Тол­сто­го на ан­тичные темы ве­ет хо­ло­дом; но в свою по­ру эти про­из­ве­де­ния силь­но нра­ви­лись пуб­ли­ке, как бо­лее ори­ги­наль­ные и изящные чем то, что вы­хо­ди­ло пе­ред тем из-под рез­ца, ка­ран­да­ша и кис­ти псев­док­лас­си­ков на­шей ака­де­ми­чес­кой школы.
 
Букет цветов, бабочка и птичка
Букет цветов, бабочка и птичка
1820
 
Душенька любуется собою в зеркало
Душенька любуется собою в зеркало
1821
Талант гра­фа Тол­сто­го яр­че все­го вы­ка­зал­ся в ра­бо­тах по ме­даль­ер­ной час­ти, ка­ковы двад­цать ме­даль­онов с ал­ле­го­ри­чес­ки­ми изоб­ра­же­ни­ями собы­тий оте­чес­твен­ной во­йны 1812 - 14 го­дов, две­над­цать по­добных же ме­даль­онов в па­мять пер­сид­ской и ту­рец­кой во­йн 1826 - 29 го­дов, ме­да­ли: под­не­сен­ная ви­лен­ским уни­вер­си­те­том гра­фу Ф. Чап­ско­му, от Санкт-пе­тер­бур­гско­го опол­че­ния прин­цу Алек­сан­дру Вюр­тем­бер­гско­му , в па­мять из­бра­ния ве­ли­ко­го кня­зя Ни­ко­лая Пав­ло­ви­ча в кан­цлеры Абос­ско­го уни­вер­си­те­та, на кон­чи­ну им­пе­ра­то­ра Алек­сан­дра I, на ус­ми­ре­ние вен­гер­ско­го вос­ста­ния, в па­мять гер­цо­га Мак­си­ми­ли­ана Ле­йх­тен­бер­гско­го и мн. др. К ра­бо­там то­го же ро­да от­но­сят­ся прек­рас­но вы­леп­ленные гра­фом Толстым и им же са­мим вы­ре­занные в ме­тал­ле четы­ре ба­рель­ефа с сю­же­та­ми из Одис­сеи Го­ме­ра.
 По час­ти соб­ствен­но скуль­птуры, важ­не­йшие про­из­ве­де­ния гра­фа - со­чи­ненные и мо­де­ли­ро­ванные им четы­ре главных и во­семь по­бочных входных две­рей мос­ков­ско­го Хра­ма Спа­си­те­ля, с ор­на­мен­та­ми и ко­лос­саль­ны­ми круглы­ми фи­гу­ра­ми и бюс­та­ми раз­личных святых, по­яс­ное из­ва­яние Хрис­та, бюст Мор­фея в вен­ке из лу­пи­нов, бюст им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I в сла­вян­ских дос­пе­хах и цар­ской пор­фи­ре и ста­туя нимфы, ль­ющей во­ду из кув­ши­на в пе­тер­гоф­ском двор­цо­вом пар­ке.
Как ри­со­валь­щик и гра­вер, граф вы­ка­зал свое ис­кус­ство в 63 гра­ви­ро­ванных им (очер­ком) с соб­ственных ри­сун­ков ил­люс­тра­ци­ях боль­шо­го фор­ма­та к по­эме Бог­да­но­ви­ча "Ду­шень­ка", в кар­тин­ках в сти­хот­во­ре­ни­ям Н. Щер­бины (к со­жа­ле­нию, из­данных толь­ко от­час­ти и в очень пос­ред­ственных кси­лог­ра­фи­ях). Об­раз­чи­ком его жи­во­пи­си мо­жет слу­жить кар­ти­на, изоб­ра­жа­ющая пер­спек­ти­ву ком­нат с пор­тре­та­ми его са­мо­го, его пер­вой жены и двух до­че­рей (на­хо­дит­ся в му­зее им­пе­ра­то­ра Алек­сан­дра III ). На­ко­нец, дол­жно упо­мя­нуть, что им бы­ли со­чи­нены прог­раммы для двух ба­ле­тов с про­ек­та­ми де­ко­ра­ций, кос­тю­мов и всей мон­ти­ров­ки. - Ср. "Пор­трет­ная га­ле­рея рус­ских де­яте­лей" изд. А. Мюн­сте­ра (т. I, Санкт-Пе­тер­бург, 1865); Н. Ра­ма­за­нов "Ма­те­ри­алы для ис­то­рии ху­до­жеств в Рос­сии" (ч. I, М., 1863); "От­чет Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии Ху­до­жеств за 1871 - 72 гг."; "За­пис­ки гра­фа Ф.П. Тол­сто­го" ("Рус­ская Ста­ри­на", т. VII). 
 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх