Левицкий - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Левицкий

 
 
 
 
 

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом.
История России в лицах
так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо характер. Что ни лицо биография.
Это не просто представители екатерининского века, они его олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить их облики.
Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии.
В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

 
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
 
1773г, холст, мас­ло,164 x 129 Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей, Санкт-Пе­тер­бург
Пор­трет при­над­ле­жит к се­рии пор­тре­тов "Смо­ля­нок" — вос­пи­тан­ниц Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­родных де­виц, на­пи­саных ху­дож­ни­ком по за­ка­зу им­пе­ра­торцы Ека­те­рины II. Очень уда­чен пор­трет, изоб­ра­жа­ющий де­во­чек-под­рос­тков, разы­гры­ва­ющих сце­ну из ко­ми­чес­кой оперы «Кап­ризы люб­ви, или Ни­нет­та при дво­ре».Ша­лов­ли­вая де­ся­ти­лет­няя Хру­що­ва, ис­пол­ня­ющая муж­скую роль, и зас­тен­чи­вая Хо­ван­ская, роб­ко взи­ра­ющая на сво­его «ка­ва­ле­ра», уви­дены Ле­виц­ким во всей не­пос­ред­ствен­нос­ти, прог­ляды­ва­ющей сквозь за­ученные те­ат­раль­ные жесты.
Е.Н. Хру­ще­ва (сле­ва) и Е.Н. Хо­ван­ская (спра­ва) изоб­ра­жены в те­ат­ральных кос­тю­мах во вре­мя ис­пол­не­ния пас­то­раль­ной сцены из спек­так­ля в те­ат­ре Вос­пи­та­тель­но­го об­щес­тва бла­го­родных де­виц. Лю­бу­ясь зас­тен­чи­востью и гра­цией де­во­чек-под­рос­тков, ху­дож­ник ри­су­ет сце­ну с пре­дель­ной цель­ностью ко­ло­ри­та и изы­скан­ной гар­мо­нией каж­до­го то­на. Ека­те­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Хру­ще­ва (1761-1811), в за­му­жес­тве фон Ло­ман. Дочь ге­не­рал-майора Ни­ко­ля Ва­силь­еви­ча Хру­ще­ва и Прас­ковьи Ми­ха­йловны, урож­ден­ной княжны Вол­кон­ской. Вос­пи­тан­ни­ца Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­родных де­виц (1767-1779), ко­торый окон­чи­ла с от­ли­чи­ем. Ее ус­пех в за­ня­ти­ях был от­ме­чен Ека­те­ри­ной II и ко­ро­лем Шве­ции Гус­та­вом III, ко­торый наг­ра­дил де­воч­ку дра­го­цен­нос­тя­ми.
Ека­те­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Хо­ван­ская (1762-1813) — княж­на, в за­му­жес­тве Не­ле­дин­ская-Ме­лец­кая, при­над­ле­жа­ла к древ­не­му кня­жес­ко­му ро­ду. Дочь пол­ков­ни­ка кня­зя Ни­ко­ля Ва­силь­еви­ча Хо­ван­ско­го и кня­ги­ни Ма­рии Ни­ко­ла­евны, урож­ден­ной Ще­поть­евой.
С 1767 по 1779 вос­питы­ва­лась в Смоль­ном ин­сти­ту­те, ко­торый окон­чи­ла с шиф­ром Ека­те­рины II.
С 1786 го­да — суп­ру­га Ю. А. Не­ле­дин­ско­го-Ме­лец­ко­го, по­эта, статс-сек­ре­та­ря им­пе­ра­то­ра Пав­ла I, се­на­то­ра, по­чет­но­го опе­ку­на Пе­тер­бур­гско­го Вос­пи­та­тель­но­го до­ма.

Возможно, еще в   1752-1755   гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым , который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.  
Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.
К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова , художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения
жизненностью».
Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том
сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой
зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара.

 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх