Айвазовский - Художник

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Айвазовский

 
 
 
 
 

Выдающийся русский художник маринист, Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии.  Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и  был зачислен в Академию художеств.

Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства.

В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).

 


Морской берег
Морской берег
1840
 
В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля он знакомится с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей. Создает первое батальное полотно — “Высадка десанта у Субаши”. Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.
Десант Н.Н. Раевского у Субаши
Десант Н.Н. Раевского у Субаши
1839

В 1840-41 году Айвазовский меняет фамилию Гайвазовский на Айвазовский и отправляется в Италию. В Италии он начал с изучения и копирования произведений мастеров прошлого.

Вместе с тем, вдохновленный Италией, Айвазовский создает около 50 своих картин. 

Особенно выдающейся картиной стала картина "Хаос", ее приобрел Ватиканский музей. а  Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.

В 1843 году художник путешевствует с собственной выставкой карин по Европе. В Амстердаме Айвазовскому присудили звание академика.А после участия на выставке в Лувре, спустя 10 лет, Айвазовский первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.


 
Хаос
Хаос
 

В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию. По возвращении на родину Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство поручило заказ  написать все русские военные порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев 1844 1845 гг. Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию

. “Это чувство или привычка, моя вторая натура.

Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю”.

В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку. 

 
Кронштадский форт императора Александра I,1844
Кронштадский форт императора Александра I,1844
1844
 
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими суднами встречается с русской эскадрой
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими суднами встречается с русской эскадрой
1848
 
Бриг "Меркурий"кар­ти­на Ива­на Кон­стан­ти­но­ви­ча Айва­зов­ско­го бы­ла на­пи­са­на в 1848 го­ду. Про­из­ве­де­ние вы­пол­не­но мас­лом на хол­сте. Ра­бо­та на­хо­дит­ся в Го­су­дар­ствен­ном Рус­ском му­зее.
Бриг «Мер­ку­рий» — 18-пу­шечный двух­мач­товый па­русный во­енный ко­рабль. Был за­ло­жен в Се­вас­то­по­ле 28 ян­ва­ря 1819 го­да и спу­щен на во­ду 7 мая 1820 го­да. Уве­ко­ве­чил своё имя по­бе­дой в не­рав­ном бою с дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми 14 мая 1829 го­да, за что был наг­раж­дён кор­мовым Ге­ор­ги­ев­ским фла­гом. Данный эпи­зод по­лу­чил ши­ро­кую ог­лас­ку — эки­паж и сам ко­рабль бы­ли щед­ро наг­раж­дены. От­час­ти ши­ро­кую про­па­ган­ду под­ви­га бри­га мож­но объ­яс­нить же­ла­ни­ем за­ту­ше­вать про­изо­шед­шуюю дву­мя дня­ми ра­нее по­зор­ную сда­чу без боя фре­га­та «Ра­фа­ил».
 
Чесменский бой 25-26 июня 1770 года
Чесменский бой 25-26 июня 1770 года
1848
 
Вы­да­юще­йся по­бе­де рус­ско­го фло­та в той же во­йне пос­вя­ще­на кар­ти­на «Чес­мен­ский бой» (1848). Пос­ле Хи­ос­ско­го сра­же­ния ту­рец­кий флот укры­вши­йся на ночь в Чес­мен­ской бух­те, у ана­то­ли­йс­ких бе­ре­гов, был унич­то­жен во­шед­шей в бух­ту рус­ской эс­кад­рой, ко­то­рой ко­ман­до­вал ад­ми­рал Г. А. Спи­ри­дов. В этом бою осо­бен­но от­ли­чил­ся бран­дер под ко­ман­до­ва­ни­ем ле­йте­нан­та Д. С. Иль­ина, су­мев­ший под­жечь неп­ри­ятель­ское суд­но. По­жар пе­ре­ки­нул­ся на дру­гие ту­рец­кие су­да; де­ло до­вер­ши­ли рус­ские ко­ра­бель­ные пуш­ки. Сле­ва на пе­ред­нем пла­не кар­тины изоб­ра­жены ту­рец­кие мо­ря­ки, спа­са­ющи­еся на об­лом­ках сво­их ко­раб­лей, спра­ва — тем­ная мас­са ко­раб­ля, ма­лень­кая шлюп­ка с греб­ца­ми, взор­ванные ту­рец­кие су­да; на даль­нем пла­не ви­ден ос­ве­щенный за­ре­вом по­жа­ра вос­точный го­род, тер­ра­са­ми рас­по­ло­жив­ши­йся по ус­ту­пам хол­ма. Впе­чат­ле­ние от кар­тины ноч­но­го по­жа­ра уси­ли­ва­ет­ся бла­го­да­ря рез­ко­му кон­трас­ту меж­ду баг­ря­но-зо­ло­тисты­ми всплес­ка­ми ог­ня и бледным све­том луны, вы­гля­нув­шей из-за об­ла­ков. Не­обы­чность сю­же­та, яр­кость и соч­ность ко­ло­ри­та, не­ко­то­рая те­ат­ра­ли­зо­ван­ность ком­по­зи­ци­он­но­го ре­ше­ния приб­ли­жа­ют это по­лот­но к ро­ман­ти­чес­ким про­из­ве­де­ни­ям К. П. Брюл­ло­ва.
 
Утро на море
Утро на море
1849
 
Эта кар­ти­на Ива­на Кон­стан­ти­но­ви­ча Айва­зов­ско­го бы­ла на­пи­са­на в 1849 го­ду. Про­из­ве­де­ние вы­пол­не­но мас­лом на хол­сте. Ра­бо­та на­хо­дит­ся в Го­су­дар­ствен­ном ху­до­жес­твен­но-ар­хи­тек­тур­ном двор­цо­во-пар­ко­вом му­зее-за­по­вед­ни­ке "Пав­ловск", Пав­ловск. 
Айва­зов­ский был пос­лед­ним и самым яр­ким пред­ста­ви­те­лем ро­ман­ти­чес­ко­го нап­рав­ле­ния в рус­ской жи­во­пи­си.

 
Девятый вал
Девятый вал
1850
 
Ро­ман­ти­чес­кие черты твор­чес­тва Айва­зов­ско­го осо­бен­но яр­ко ска­за­лись в кар­ти­не "Де­вятый вал", на­пи­сан­ной в 1850 го­ду. Наз­ва­ние её взя­то из на­род­но­го по­верья о том, что в об­щем рит­ме на­каты­ва­ющих­ся волн од­на за­мет­но вы­де­ля­ет­ся своей мощью и раз­ме­ра­ми сре­ди дру­гих.Древ­ние гре­ки счи­та­ли са­мой ги­бель­ной вол­ной третью, рим­ля­не - де­ся­тую. В пред­став­ле­ни­ях дру­гих мо­реп­ла­ва­те­лей самым сок­ру­ши­тельным был де­вятый вал. 
Про­ти­вос­то­яние лю­дей и сти­хии - вот те­ма кар­тины
 "Де­вятый вал".
Есть смысл в борь­бе, в во­ле че­ло­ве­ка к спа­се­нию, в его ве­ре в то, что, про­яв­ляя ге­ро­изм, сво­ими соб­ственны­ми си­ла­ми мож­но спас­тись, ког­да по всем за­ко­нам бы­ло суж­де­но по­гиб­нуть!
Ка­жу­щи­йся пе­ре­бор чувств, в де­йс­тви­тель­нос­ти со­от­вет­ство­вал тра­ги­чес­кой си­ту­ации. Тако­го ре­ализ­ма, про­явив­ше­го­ся в кар­ти­не Де­вятый вал, и дру­гих, ник­то в его вре­мя в изоб­ра­же­нии мор­ских сти­хий дос­тичь не мог. В кар­ти­не со­еди­ни­лось мно­гое из ви­ден­но­го и испы­тан­но­го са­мим ху­дож­ни­ком. Осо­бен­но па­мят­на бы­ла ему бу­ря, ко­то­рую он пе­ре­жил в Бис­ка­йс­ком за­ли­ве в 1844 го­ду. Шторм был столь сок­ру­ши­те­лен, что суд­но соч­ли уто­нув­шим, и в ев­ро­пе­йс­ких и пе­тер­бур­гских га­зе­тах по­яви­лось со­об­ще­ние о ги­бе­ли мо­ло­до­го рус­ско­го жи­во­пис­ца, имя ко­то­ро­го уже бы­ло хо­ро­шо из­вес­тно.
Спус­тя годы Айва­зов­ский вспо­ми­нал: «Страх не по­да­вил во мне спо­соб­нос­ти вос­при­нять и сох­ра­нить в па­мя­ти впе­чат­ле­ния, про­из­ве­ден­но­го на ме­ня бу­рею, как див­ною жи­вою кар­ти­ной»
Эта кар­ти­на наш­ла ши­ро­кий от­клик в мо­мент ее по­яв­ле­ния и ос­та­ет­ся до на­ших дней од­ной из самых по­пу­лярных в рус­ской жи­во­пи­си. 
 
Синопский бой 18 ноября 1853 года (ночь после боя)
Синопский бой 18 ноября 1853 года (ночь после боя),1853
1853
 
Холст, мас­ло. Цен­траль­ный во­ен­но-мор­ской му­зей
4 ок­тяб­ря 1853 г Тур­ция объ­яви­ла во­йну Рос­сии. В свою оче­редь, Рос­сия 1 но­яб­ря 1853 г. объ­яви­ла во­йну Тур­ции,
В на­ча­ле во­енных де­йс­твий рус­ские во­йс­ка от­ра­зи­ли нас­туп­ле­ние ту­рец­кой ар­мии на ду­на­йс­ком те­ат­ре, фор­си­ро­ва­ли Ду­най и оса­ди­ли кре­пость Си­лис­трию. Од­нов­ре­мен­но они раз­би­ли ту­рец­кую ар­мию в За­кав­казье. Вы­да­юще­йся по­бе­дой Чер­но­мор­ско­го фло­та в первый пе­ри­од во­йны был раз­гром ту­рец­кой эс­кадры 18 но­яб­ря 1853 г. в Си­ноп­ском бою.
 
На скалистом берегу
На скалистом берегу
1866
 
Ледяные горы в Антактиде
Айсберги в Антартике
1870
 
Кар­ти­на «Ле­дяные горы в Ан­тар­кти­де» на­пи­са­на И. К. Айва­зов­ским в 1870 го­ду. Раз­ви­тие де­мок­ра­ти­чес­ких идей, кри­ти­чес­ко­го ре­ализ­ма в рус­ском ис­кус­стве и жи­во­пи­си ока­за­ло вли­яние и на твор­чес­тво ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка-ма­ри­нис­та. На сме­ну ро­ман­ти­чес­ким нас­тро­ени­ям жи­во­пис­ца при­шел бо­лее объ­ек­тивный взгляд на пе­йзаж.
«Ле­дяные горы в Ан­тар­кти­де» - пер­вая в ми­ре кар­ти­на с изоб­ра­же­ни­ем по­лярных ль­дов. Нес­мот­ря на то, что дан­ная ра­бо­та - яр­кий при­мер «со­чи­нен­ной» кар­тины, все под­роб­нос­ти в ней на­пи­саны аб­со­лют­но точ­но.
Сю­жет для кар­тины – от­кры­тие Ан­тар­ктиды эк­спе­ди­цией Ф. Бел­лин­сга­узе­на в 1820 го­ду. В ра­бо­те жи­во­пис­цу при­го­ди­лись вос­по­ми­на­ния ад­ми­ра­ла М. Ла­за­ре­ва (учас­тни­ка эк­спе­ди­ции), с ко­торым Айва­зов­ский был дру­жен в мо­ло­дос­ти.
На по­лот­не – кар­ти­на ан­тар­кти­чес­ко­го ле­та. По­ляр­ная ночь. Мы ви­дим ко­рабль, спо­ко­йно сто­ящий в приб­реж­ной бух­те толь­ко что от­кры­то­го ма­те­ри­ка. Такой сю­жет да­ет кар­ти­не ощу­ще­ние по­коя.
 
Отплытие американцев от Гибралтара
Отплытие американцев от Гибралтара
1873
 
Смотр Черноморского флота в 1849 году
Смотр Черноморского флота в 1849 году
1886
 
Бриг "Меркурий" атакованный двумя турецкими кораблями
Бриг "Меркурий" атакованный двумя турецкими кораблями
1892
 
На­ци­ональ­ная кар­тин­ная га­ле­рея им. И. К. Айва­зов­ско­го, Фе­одо­сия
Ис­то­рия боя бри­га с ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми
На кар­ти­не изоб­ра­жён ис­то­ри­чес­кий эпи­зод по­беды рос­си­йс­ко­го бри­га «Мер­ку­рий» над пре­вос­хо­дя­щи­ми си­ла­ми ту­рец­кой эс­кадры во вре­мя пат­ру­ли­ро­ва­ния ту­рец­ко­го про­ли­ва Бос­фор в Чёр­ном мо­ре.
Собы­тия, изоб­ра­жённые на кар­ти­не, про­изош­ли 14 мая 1829 го­да, ког­да бриг «Мер­ку­рий» под ко­ман­до­ва­ни­ем ка­пи­тан-ле­йте­нан­та А. И. Ка­зар­ско­го из-за сла­бо­го вет­ра не смог уйти от по­го­ни и был нас­тиг­нут дву­мя самы­ми крупны­ми и бы­стро­ходны­ми ко­раб­ля­ми в ту­рец­кой эс­кад­ре. На од­ном из ту­рец­ких ко­раб­лей на­хо­дил­ся ад­ми­рал (ка­пу­дан-па­ша) ту­рец­ко­го фло­та и рос­си­йс­кий бриг был вы­нуж­ден всту­пить в бой, имея на бор­ту 18 ору­дий про­тив 200 ору­дий про­тив­ни­ка.
Ре­ше­ние всту­пить в бой бы­ло при­ня­то на офи­цер­ском со­ве­те и бы­ло под­дер­жа­но мат­ро­са­ми бри­га. Во вре­мя про­ти­вос­то­яния, про­дол­жав­ше­го­ся два ча­са, «Мер­ку­рию» уда­лось сво­им ог­нём пов­ре­дить опоры, под­дер­жи­ва­ющие од­ну из мачт «Ре­ал-бея», мач­та рух­ну­ла за борт, и ко­рабль по­те­рял ход и воз­мож­ность ма­нев­ри­ро­вать и вес­ти бой. Ос­тав­шись один на один с дру­гим ту­рец­ким ко­раб­лём «Се­ли­мие», рос­си­йс­кий бриг смог на­нес­ти при­мер­но та­кие же пов­реж­де­ния, как и «Ре­ал-бею», мач­та рух­ну­ла и ко­рабль был вы­нуж­ден уйти из боя. «Мер­ку­рий», по­лу­чил очень серь­ёзные пов­реж­де­ния, но при этом по­те­рял все­го 4 че­ло­ве­ка из эки­па­жа. Бриг бла­го­по­луч­но вер­нул­ся в Се­вас­то­поль.
Айва­зов­ским был на­пи­сан ряд кар­тин на эту те­му:
Бриг «Мер­ку­рий» ве­дёт бой с дву­мя ту­рец­ки­ми су­да­ми
Бриг «Мер­ку­рий», ата­ко­ванный дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми
Кри­ти­ка
На кар­ти­не Айва­зов­ско­го бриг за­жат меж­ду дву­мя ту­рец­ки­ми ко­раб­ля­ми, и ко­раб­ли идут кур­сом фор­де­винд, что яв­ля­ет­ся не­сом­ненным плю­сом для ли­не­йных ко­раб­лей с их пре­иму­щес­твен­но прямы­ми па­ру­са­ми. Такой рас­клад вряд ли ос­тав­ля­ет «Мер­ку­рию» ка­кие-ли­бо шансы на вы­жи­ва­ние, по­это­му, сог­лас­но ря­ду мне­ний[1], не мо­жет быть ис­то­ри­чес­ки дос­то­верным. Од­на­ко, воз­мож­но, что та­кое по­ло­же­ние бы­ло вы­бра­но ав­то­ром для при­да­ния из­лиш­не­го тра­гиз­ма си­ту­ации, для ак­цен­та имен­но на без­на­дёж­нос­ти по­ло­же­ния бри­га.
На кар­ти­нах дру­гих ху­дож­ни­ков эти же ко­раб­ли изоб­ра­жены иду­щи­ми в бак­штаг, что да­ёт бри­гу с бо́ль­шим про­цен­том косых па­ру­сов вы­игрыш в ма­нёв­рен­нос­ти.
 
 
 
comments powered by Disqus
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх