Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Богатыри В. М. Васнецов

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 11/12/2017 07:02:00
Tags: Васнецов_В



Холст, мас­ло. 1898 г 295,3×446 см Го­су­дар­ствен­ная Треть­яков­ская га­ле­рея, Мос­ква

«Бо­гаты­ри» — кар­ти­на Вик­то­ра Вас­не­цо­ва. Рас­прос­тра­нён­ное наз­ва­ние кар­тины — «Три бо­гаты­ря» яв­ля­ет­ся неп­ра­вильным. Вас­не­цов ра­бо­тал над кар­ти­ной поч­ти двад­цать лет. 23 ап­ре­ля 1898 го­да она бы­ла за­кон­че­на и вско­ре куп­ле­на П. М. Треть­яковым для своей га­ле­реи.

Сю­жет

Сам В. М. Вас­не­цов (в пись­ме к П. П. Чис­тя­ко­ву) описы­вал кар­ти­ну так: «Бо­гаты­ри Добры­ня, Илья и Алеш­ка По­по­вич на бо­гаты­рском вы­ез­де — при­ме­ча­ют в по­ле, нет ли где во­ро­га, не оби­жа­ют ли где ко­го?».
На кар­ти­не изоб­ра­жены три бо­гаты­ря — Добры­ня Ни­ки­тич, Илья Му­ро­мец и Алё­ша По­по­вич (главные ге­рои рус­ских бы­лин). По­се­ре­ди­не на во­ро­ном ко­не Илья Му­ро­мец, смот­рит вдаль из-под ла­до­ни, в од­ной ру­ке у бо­гаты­ря копье, в дру­гой бу­лат­ная па­ли­ца. Сле­ва на бе­лом ко­не Добры­ня Ни­ки­тич, вы­ни­ма­ет меч из но­жен. Спра­ва на ко­не гне­дой мас­ти Алё­ша По­по­вич, дер­жит в ру­ках лук со стре­ла­ми. В срав­не­нии со сво­ими то­ва­ри­ща­ми он мо­лод и стро­ен. На бо­ку у Алё­ши По­по­ви­ча кол­чан. Трое бо­гаты­рей сто­ят на ши­ро­кой рав­ни­не, пе­ре­хо­дя­щей в невы­со­кие холмы, пос­ре­ди по­жух­лой травы и из­ред­ка прог­ляды­ва­ющих ма­лень­ких ёло­чек. Не­бо пас­мур­ное и тре­вож­ное, оз­на­ча­ет гро­зя­щую бо­гаты­рям опас­ность.

По­яв­ле­ние идеи кар­тины

В. М. Вас­не­цов описы­вал по­яв­ле­ние идеи кар­тины так:
По­пал­ся наб­ро­сок трех бо­гаты­рей. На­пи­сал в мас­тер­ской По­ле­но­ва. Го­во­ри­ли о ре­пин­ском под­вод­ном цар­стве, тут Ва­ся и по­ка­зал пись­мо Чис­тя­ко­ва. Муд­рец учи­тель и за три­де­вять зе­мель слал со­веты.
«Ска­жи­те ему, — про­сил пе­ре­дать, — что в его кар­ти­не не цвет воды за­да­ет тон, а ве­яние впе­чат­ле­ния от бы­лины за­дать дол­жно тон во­де и все­му; во­да тут ни при чем. Цвет и гус­то­та воды бы­ва­ют разные, а бы­ли­на та­кая — од­на». Сло­ва Чис­тя­ко­ва о бы­ли­не на­пом­ни­ли об од­ной ста­рой мы­слиш­ке, он ее ка­ран­да­ши­ком, а мо­жет быть, и уг­лем за­ри­со­вал сра­зу по воз­вра­ще­нии из Ря­бо­ва: лох­матые мо­гу­чие ко­ни, мо­гу­чая тро­ица бо­гаты­рей.
Так и вста­ло пе­ред гла­за­ми: взгорья, прос­тор, бо­гаты­ри. Дивный сон дет­ства.
На­ри­со­вал в еди­но­часье, под­нес Ва­се в по­да­рок, а тот пог­ля­дел и ска­зал стро­го, по-чис­тя­ков­ски, это в нем бы­ло, чис­тя­ков­ское — за все ис­кус­ство от­вет дер­жать и о каж­дом ри­сун­ке за­бо­тить­ся. Добры­ня Ни­ки­тич из ро­да куп­цов. Он одет в до­ро­гие дос­пе­хи со щи­том в ру­ках, ук­ра­шенным кам­ня­ми.

Ин­те­ресные факты

Про­об­ра­зом для Ильи Му­ром­ца пос­лу­жил кресть­янин Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии Иван Пет­ров (поз­днее — из­воз­чик се­ла Боль­шие Мы­ти­щи), ко­то­ро­го Вас­не­цов за­пе­чат­лел на этю­де в 1883 го­ду.
В бы­ли­нах Добры­ня всег­да мо­лод, как и Алё­ша, но Вас­не­цов по­че­му-то изоб­ра­зил его зрелым че­ло­ве­ком с рос­кош­ной бо­ро­дой. Не­ко­торые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что чер­та­ми ли­ца Добры­ня на­по­ми­на­ет са­мо­го ху­дож­ни­ка.
Кар­ти­на пос­лу­жи­ла по­во­дом для боль­шо­го ко­ли­чес­тва анек­до­тов и сце­ни­чес­ких ми­ни­атюр.


comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх