Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Последний день Помпеи. 1833

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 12/3/2016 03:27:00
Tags: Брюллов


Холст, мас­ло. 465,5×651 см Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей, Санкт-Пе­тер­бург

Пос­лед­ний день Пом­пеи — кар­ти­на Кар­ла Брюл­ло­ва, на­пи­сан­ная в 1830—1833 го­дах.
Брюл­лов по­се­тил Пом­пеи в 1828 го­ду, сде­лав мно­го наб­рос­ков для бу­ду­щей кар­тины про из­вес­тное из­вер­же­ние вул­ка­на Ве­зу­вий в 79 го­ду н. э. и раз­ру­ше­ния го­ро­да Пом­пеи близ Не­апо­ля. По­лот­но вы­став­ля­лось в Ри­ме, где по­лу­чи­ло вос­тор­женные от­кли­ки кри­ти­ков и пе­реп­рав­ле­но в па­риж­ский Лувр. Эта ра­бо­та ста­ла пер­вой кар­ти­ной ху­дож­ни­ка, вы­звав­шей та­кой ин­те­рес за ру­бе­жом. Сэр Валь­тер Скотт наз­вал кар­ти­ну «не­обы­чной, эпи­чес­кой».
Клас­си­чес­кая те­ма, бла­го­да­ря ху­до­жес­твен­но­му ви­де­нию Брюл­ло­ва и обиль­ной иг­ре све­то­те­ни, вы­ли­лась в ра­бо­ту, на нес­коль­ко ша­гов впе­рёд от­сто­ящую от не­ок­лас­си­чес­ко­го сти­ля. «Пос­лед­ний день Пом­пеи» от­лич­но ха­рак­те­ри­зу­ет ро­ман­тизм в рус­ской жи­во­пи­си, сме­ши­ва­ющи­йся с иде­ализ­мом, повы­шенным ин­те­ре­сом к пле­нэ­ру и страс­тной лю­бовью то­го вре­ме­ни к по­добным ис­то­ри­чес­ким сю­же­там. Изоб­ра­же­ние ху­дож­ни­ка в ле­вом уг­лу кар­тины яв­ля­ет­ся ав­то­пор­тре­том ав­то­ра. На по­лот­не так­же трижды изоб­ра­же­на гра­фи­ня Юлия Пав­лов­на Са­мо­йло­ва - жен­щи­на с кув­ши­ном на го­ло­ве, сто­ящая на возвы­ше­нии в ле­вой час­ти по­лот­на, раз­бив­ша­яся нас­мерть жен­щи­на, рас­прос­тер­тая на мос­то­вой и ря­дом с ней жи­вой ре­бе­нок - обо­их, пред­по­ло­жи­тель­но, вы­бро­си­ло из сло­мав­ше­йся ко­лес­ницы - в цен­тре по­лот­на, и мать, прив­ле­ка­ющая к се­бе до­че­рей, в ле­вом уг­лу кар­тины.
В 1834 г. кар­ти­на «Пос­лед­ний день Пом­пеи» бы­ла от­прав­ле­на в Пе­тер­бург. Алек­сандр Ива­но­вич Тур­ге­нев го­во­рил, что эта кар­ти­на сос­та­ви­ла сла­ву Рос­сии и Ита­лии. Е. А. Ба­раты­нский со­чи­нил по это­му слу­чаю зна­ме­нитый афо­ризм: «Пос­лед­ний день Пом­пеи стал для рус­ской кис­ти первым днем!». Сти­хот­во­ре­ни­ем от­клик­нул­ся и А. С. Пуш­кин: «Ку­миры па­да­ют! На­род, го­нимый стра­хом…» (Эту стро­ку зап­ре­ти­ла цен­зу­ра.) В Рос­сии по­лот­но Брюл­ло­ва вос­при­ни­ма­лось не ком­про­миссным, а ис­клю­чи­тель­но но­ва­тор­ским про­из­ве­де­ни­ем.
Ана­то­лий Де­ми­дов по­да­рил кар­ти­ну Ни­ко­лаю I, ко­торый вы­ста­вил кар­ти­ну в Ака­де­мии ху­до­жеств как ру­ко­вод­ство для на­чи­на­ющих жи­во­пис­цев. Пос­ле от­кры­тия Рус­ско­го му­зея в 1895 го­ду по­лот­но пе­ре­еха­ло ту­да и к не­му по­лу­чи­ла дос­туп ши­ро­кая пуб­ли­ка.


comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх