Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

"Кама" Аполлинарий Васнецов

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 9/2/2016 22:42:00
Tags: Васнецов_А
 


Холст, мас­ло. 143x250 см Го­су­дар­ствен­ная Треть­яков­ская га­ле­рея, Мос­ква

В та­ких про­из­ве­де­ни­ях, как "Ка­ма", "Тайга", "Се­верный край", "Гор­ное озе­ро в Баш­ки­рии", "Озе­ро", Апол­ли­на­рий Вас­не­цов пред­ста­ет мас­те­ром уже своей со­вер­шен­но зре­лой твор­чес­кой поры, жи­во­пис­цем с со­вер­шен­но от­чет­ли­во сло­жив­ше­йся ин­ди­ви­ду­аль­ностью. Наз­ванные по­лот­на яв­ля­ют­ся в пол­ном смы­сле сло­ва вер­ши­ной твор­чес­тва А. М. Вас­не­цо­ва как пе­йза­жис­та; они вно­сят зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие всей рус­ской пе­йзаж­ной жи­во­пи­си.

Об­ра­ща­ясь к пе­йза­жам Вас­не­цо­ва пе­ри­ода рас­цве­та его да­ро­ва­ния – "Ка­ма", "Си­бирь" и дру­гие, – мож­но уви­деть, что в них ху­дож­ник ста­но­вит­ся под­линным мас­те­ром пе­йза­жа-кар­тины, ко­то­рая впол­не мо­жет со­пер­ни­чать по глу­би­не и си­ле воз­де­йс­твия на зри­те­ля с луч­ши­ми кар­ти­на­ми ис­то­ри­чес­ко­го и пор­трет­но­го жан­ра.

Ес­ли поз­во­ли­тель­но срав­не­ние жи­во­пи­си с музы­кой, то "Ка­му" 1895 го­да мож­но срав­нить с тор­жес­твен­ной сим­фо­нией, пос­вя­щен­ной рус­ской при­ро­де. Нем­но­го мы зна­ем пе­йза­жей, равных "Ка­ме" по эпич­нос­ти и си­ле воз­де­йс­твия на зри­те­ля.

Эпи­чес­кий пе­йзаж, на­пи­санный в на­ши дни и изоб­ра­жа­ющий ок­ру­жа­ющую нас пов­сед­нев­ную при­ро­ду, да­же близ­кие нам пред­меты (ша­ла­ши дро­во­се­ков в "Ка­ме"), пе­ре­да­ет пер­вобы­тную древ­ность зем­ли, вы­зы­ва­ет в зри­те­ле ощу­ще­ние ты­ся­че­лет­ней дав­нос­ти, так же как и на­родный эпос, вклю­чая в се­бя поз­дние нас­ло­ения, сох­ра­ня­ет ощу­ще­ния дви­же­ния все­го жиз­нен­но­го про­цес­са, всех из­ме­не­ний зем­ли. Эпич­ность пе­йза­жа, го­во­ря обоб­щен­но, есть изоб­ра­же­ние жиз­ни при­роды во вре­ме­ни, па­те­ти­чес­кий рас­сказ о мно­го­ве­ко­вой жиз­ни зем­ли. По­доб­ное изоб­ра­же­ние при­роды не бы­ло не­ожи­данным, новым яв­ле­ни­ем в ис­то­рии рус­ско­го пе­йза­жа. Оно бы­ло под­го­тов­ле­но всем хо­дом раз­ви­тия иде­йно­го ре­алис­ти­чес­ко­го ис­кус­ства – от на­ци­ональ­но­го пе­йза­жа во­об­ще, в ко­то­ром мож­но бы­ло угады­вать самые ха­рак­терные черты, к ин­ди­ви­ду­аль­но пор­трет­но­му, изоб­ра­жа­юще­му кон­кретные мес­тнос­ти, и от не­го к всес­то­рон­не­му уг­луб­ле­нию и обоб­ще­нию об­ра­за род­ной при­роды в про­из­ве­де­ни­ях пе­ред­виж­ни­ков,– та­ков в об­щих чер­тах путь раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния эпи­чес­ко­го пе­йза­жа, по­казы­ва­юще­го при­ро­ду не толь­ко в ее се­год­няш­нем ви­де, но и в ее неп­рес­тан­ном дви­же­нии.



comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх