Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Розы и фиалки. 1912 год

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 7/4/2016 03:42:00
Tags: Коровин



Холст, мас­ло. 92,5 × 73,5

В на­тюр­мор­те воп­ло­ти­лись но­ва­тор­ские по­ис­ки Ко­ро­ви­на в об­лас­ти те­ат­раль­ной де­ко­ра­ции. На ру­бе­же 1900–1910-х го­дов ху­дож­ник соз­да­ет це­лую се­рию по­добных на­тюр­мор­тов, в ко­торых слов­но разы­гры­ва­ют­ся жи­во­писные спек­так­ли (“Тер­ра­са. Па­риж”, 1908; “Гвоз­ди­ки и фи­ал­ки”, 1912, оба – ГТГ).
Ком­по­зи­ция своей прос­тран­ствен­ной ди­на­мич­ностью, нак­ло­нен­ной к зри­те­лю цен­траль­ной осью уси­ли­ва­ет эмо­ци­ональ­ность цве­товых кон­трас­тов и маз­ков. Глав­ная роль в кар­ти­не при­над­ле­жит ве­ли­ко­лепным рде­ющим ро­зам. Их ру­би­новый цвет, зву­ча­ние ко­то­ро­го до­ве­де­но до пре­дель­ной глу­бины бла­го­да­ря темным изум­руд­но-зе­леным от­тен­кам лис­тов, при­тя­ги­ва­ет взгляд. Розы взме­та­ют­ся вверх по­доб­но кра­соч­но­му фейер­вер­ку. Еще один кон­траст сос­тав­ля­ют оран­жевый цвет апель­си­на и насы­щен­ная мно­жес­твом то­нов си­ре­не­вая гам­ма бу­ке­та фи­алок. Ко­ро­вин, как ком­по­зи­тор, зас­тав­ля­ет зву­чать цвет мощны­ми ак­кор­да­ми, ко­торые мяг­ко раз­ря­жа­ют­ся в иг­ре бли­ков и те­ней. Нап­ря­же­ние кра­сочных кон­трас­тов и слов­но жи­вая, виб­ри­ру­ющая си­не-зе­ле­ная ат­мос­фе­ра вок­руг цве­тов по­рож­да­ют ощу­ще­ние аро­ма­тов, ис­то­ча­емых этим бу­ке­том.

Кон­туры пред­ме­тов размыты, цве­товые пят­на про­ни­ка­ют друг в дру­га, об­ме­ни­ва­ют­ся реф­лек­са­ми. Все изоб­ра­же­ние вир­ту­оз­но ле­пит­ся из дробных им­прес­си­онис­ти­чес­ких маз­ков раз­ной формы – то рель­ефных и пас­тозных пя­тен, то стре­ми­тельных рос­чер­ков и зиг­за­гов. Сплав­ленные друг с дру­гом, маз­ки об­ра­зу­ют своеоб­раз­ное кра­соч­ное ме­си­во, или “тес­то”, рель­еф­ное, ося­за­емое и по-сво­ему вы­ра­зи­тель­ное вне за­ви­си­мос­ти от то­го, что оно изоб­ра­жа­ет. Ху­дож­ник за­пе­чат­ле­ва­ет не плотные формы пред­ме­тов, а их из­мен­чивые в по­то­ках воз­ду­ха и све­та ка­чес­тва и сво­йс­тва. Он пе­ре­да­ет проз­рач­ность вазы, блеск ме­тал­ла, крис­тал­ли­чес­кую зер­нис­тость са­ха­ра, аро­мат и шел­ко­вис­тость ле­пес­тков роз, проз­рач­ность и тре­пет воз­ду­ха, слов­но при­но­ся­ще­го с улицы ве­чер­ний гул, сгус­тки све­та и бли­ков. Блик у Ко­ро­ви­на, сочный и рель­ефный, – са­мая ма­те­ри­аль­ная часть в его сис­те­ме.
Бу­кеты, яр­ко вспы­хнув­шие в элек­три­чес­ком ос­ве­ще­нии, по­ме­щены на фо­не от­кры­то­го ок­на. Па­риж­ский буль­вар с ог­ня­ми уличных фо­на­рей, в оп­ра­ве вет­вей де­ревь­ев и чу­гун­ной ре­шет­ки ка­жет­ся дра­го­ценным вит­ра­жом, зак­лю­ченным в окон­ную ра­му. Им­прес­си­онист Ко­ро­вин су­мел пе­ре­дать сво­йс­тва ис­кус­ствен­но­го све­та, при­да­юще­го не­ожи­дан­ную яр­кость крас­кам, но од­нов­ре­мен­но по­рож­да­юще­го ил­лю­зи­онис­ти­чес­кую ат­мос­фе­ру те­ат­раль­но­го пре­об­ра­же­ния.


comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх