Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

После неудачи. Художник Верещагин, 1868

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 18/10/2016 03:25:00
Tags: Верещагин


Холст, мас­ло. 47 x 39 см Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей

Впервые к во­ен­ной те­ме Ве­ре­ща­гин об­ра­тил­ся во вре­мя сво­его пер­во­го тур­кес­тан­ско­го пу­те­шес­твия в 1867–1870 го­дах. В это вре­мя раз­вер­ну­лись ак­тивные во­енные де­йс­твия рус­ской ар­мии про­тив бу­хар­ско­го эми­ра­та за при­со­еди­не­ние Сред­ней Азии к Рос­сии. Уз­нав в ап­ре­ле 1868 го­да о том, что бу­хар­ский эмир, на­хо­див­ши­йся в Са­мар­кан­де, объ­явил рус­ским во­йс­кам «свя­щен­ную во­йну», ху­дож­ник ус­тре­мил­ся вслед за ар­мией нав­стре­чу неп­ри­яте­лю. «Во­йна! И так близ­ко от ме­ня! В са­мой цен­траль­ной Азии! Мне за­хо­те­лось поб­ли­же пос­мот­реть на тре­во­гу сра­же­ний...»

Ве­ре­ща­гин не зас­тал сра­же­ния, раз­вер­нув­ше­го­ся на под­сту­пах к Са­мар­кан­ду 2 мая 1868 го­да, но сод­рог­нул­ся пе­ред кар­ти­ной его тра­ги­чес­ких пос­лед­ствий: «Я ни­ког­да не ви­дел по­ля битвы, и сер­дце мое об­ли­лось кровью».

Не­боль­шая по раз­ме­рам ра­бо­та «Пос­ле не­уда­чи» и пар­ная ей «Пос­ле уда­чи» (обе 1868 г.) – две прит­чи, рас­кры­ва­ющие тра­ги­чес­кие пос­лед­ствия сра­же­ний, жес­то­кие нравы в сре­де обе­их воюющих сто­рон.

На­ве­ян­ная собы­ти­ями са­мар­кан­дской обо­роны, за учас­тие в ко­то­рой ху­дож­ник был наг­раж­ден ор­де­ном Ге­ор­гия, кар­ти­на «Пос­ле не­уда­чи» – прос­та и вы­ра­зи­тель­на. У про­ло­ма кре­пос­тной стены, на пер­вом пла­не хол­ста, гру­да мертвых тел – убитые в не­дав­нем бою бу­харцы. К зри­те­лю об­ра­ще­но мо­ло­дое и да­же кра­си­вое ли­цо од­но­го из них. Ря­дом с убиты­ми изоб­ра­жены рус­ские сол­даты, спо­ко­йно сто­ящие и бе­се­ду­ющие сре­ди тру­пов по­вер­женных неп­ри­яте­лей. В кар­ти­не зву­чит яв­ное осуж­де­ние ху­дож­ни­ком пол­но­го рав­но­ду­шия к смер­ти лю­дей, от­вра­ти­тель­ное ог­руб­ле­ние и очер­ствле­ние душ, по­рож­ден­ное во­йной.

Такая трак­тов­ка собы­тий яви­лась новым сло­вом в оте­чес­твен­ной ба­таль­ной жи­во­пи­си, по дав­ней тра­ди­ции возвы­шав­шей во­енные сра­же­ния и их учас­тни­ков как ры­ца­рей доб­лес­ти и по­беды. Уже здесь Ве­ре­ща­гин по­ло­жил на­ча­ло сво­им пос­ле­ду­ющим се­ри­ям ан­ти­ми­ли­та­рис­тских кар­тин.


comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

2010 -
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх