Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Воскрешение дочери Иаира Илья Ре­пин

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 14/11/2016 08:12:00
Tags: Репин



229 x 382 см. Гос. Рус­ский му­зей.

Есть кар­ти­на, ко­то­рую ис­кус­ство­веды назы­ва­ют са­мой за­га­доч­ной и та­ин­ствен­ной. Это – «Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иаира».

Ис­то­рия соз­да­ния это­го про­из­ве­де­ния та­ко­ва.
Шел 1871 год. Илья Ре­пин за­кан­чи­вал Санк-Пе­тер­бур­гскую Ака­де­мию ху­до­жеств. Был объ­яв­лен кон­курс на боль­шую зо­ло­тую ме­даль. Тема из еван­гель­ских сю­же­тов «Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иаира». Но Ре­пин в это вре­мя ра­бо­тал над «Бур­ла­ка­ми», его не ин­те­ре­со­ва­ли биб­ле­йс­кие темы. Тог­да вся твор­чес­кая Рос­сия бре­ди­ла иде­ями Н.Г.Черны­шев­ско­го. Ос­новным ло­зун­гом бы­ла мысль о том, что прек­рас­ное есть жизнь. Ре­пи­ну хо­те­лось об­ли­чать язвы и по­ро­ки об­щес­тва, а кра­со­ту ис­кать в са­мом обы­ден­ном и неп­ри­хот­ли­вом, в том, что ок­ру­жа­ет че­ло­ве­ка. И «Бур­ла­ки» бы­ли для ху­дож­ни­ка как раз та­кой те­мой.

Друзья дол­го уго­ва­ри­ва­ли Ре­пи­на на­пи­сать кар­ти­ну на за­данный сю­жет, при­во­дя ар­гу­менты, что с его та­лан­том он обя­за­тель­но на­пи­шет ше­девр, вы­иг­ра­ет этот кон­курс и по­лу­чит боль­шую зо­ло­тую ме­даль, а к ней и пан­си­он в Ита­лию на три го­да, зва­ние не­за­ви­си­мо­го ху­дож­ни­ка и мас­тер­скую в при­да­чу. Все бы­ло тщет­но. Ре­пин не хо­тел учас­тво­вать в кон­кур­се. Но, как го­во­рить­ся, не бы­ло бы счастья, да нес­частье по­мог­ло. В это са­мое вре­мя уми­ра­ет 14-лет­няя лю­би­мая Ре­пиным дво­юрод­ная сес­тра Ус­тя. И го­ря­чее же­ла­ние сот­во­рить чу­до вос­кре­ше­ния зас­тав­ля­ет ху­дож­ни­ка взять­ся за кисть. Ре­пин пи­шет «Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иаира».
Собы­тие это упо­ми­на­ет­ся в еван­ге­ли­ях от Мат­фея (9, 18-25), Мар­ка (5, 22-43), Лу­ки (8, 41-56). Вот что по­вес­тву­ет еван­ге­лист Лу­ка.
«И вот при­шел че­ло­век, име­нем Иаир, ко­торый был на­чаль­ни­ком си­на­го­ги; и пад­ши к но­гам Иису­са, про­сил Его во­йти к не­му в дом. По­то­му что у не­го бы­ла од­на дочь, лет две­над­ца­ти, и она бы­ла при смер­ти. Ког­да же Он шел, на­род тес­нил Его». По пу­ти Иисус ис­це­ля­ет жен­щи­ну. В это вре­мя, при­хо­дит нек­то из до­ма на­чаль­ни­ка си­на­го­ги и го­во­рит ему: «… дочь твоя умер­ла, не ут­руж­дай Учи­те­ля. Но Иисус, услы­шав это, ска­зал ему: «Не бо­йся, толь­ко ве­руй, и спа­се­на бу­дет». При­шед же в дом, не поз­во­лил во­йти ни­ко­му, кро­ме Пет­ра, Иоан­на и Иако­ва, и от­ца де­вицы, и ма­те­ри. Все пла­ка­ли и ры­да­ли о ней. Но Он ска­зал: не плачь­те; она не умер­ла, но спит. И сме­ялись над Ним, зная, что она умер­ла. Он же вы­слав всех вон и взяв ее за ру­ку, воз­гла­сил: де­ви­ца! встань. И воз­вра­тил­ся дух ее; она тот час же вста­ла; и Он ве­лел дать ей есть. И уди­ви­лись ро­ди­те­ли ее. Он же по­ве­лел им не рас­сказы­вать ни­ко­му о про­ис­шед­шем».

И вот это чу­до дол­жен был изоб­ра­зить Ре­пин на своей кар­ти­не. Он на­пи­сал ее в дос­та­точ­но ко­рот­кий срок.

Пе­ред на­ми пог­ру­жен­ная в тем­но­ту ком­на­та. На­ше вни­ма­ние сра­зу прив­ле­ка­ет ле­вая часть кар­тины. Мы ви­дим ло­же, на ко­то­ром ле­жит де­воч­ка, го­ря­щий под­свеч­ник у ее из­го­ловья, Хрис­та, ко­торый по­ло­жил пра­вую ру­ку на ру­ки де­воч­ки. На зад­нем пла­не пра­вой час­ти – ед­ва про­ри­со­ваны фи­гуры тех нем­но­гих, ко­торые бы­ли до­пу­щены со­зер­цать чу­до. Крас­ки, ко­торы­ми на­пи­са­на кар­ти­на, темные, вы­де­ля­ет­ся лишь свет све­чей и белые дра­пи­ров­ки ло­жа, с ко­торы­ми кон­трас­ти­ру­ет си­ний цвет хи­то­на Спа­си­те­ля. В кар­ти­не ог­ром­ное пси­хо­ло­ги­чес­кое нап­ря­же­ние. Се­йчас свер­шит­ся чу­до, и мы при­сут­ству­ем при этом, как и те нем­но­гие, ко­го до­пус­тил Хрис­тос.
И ес­ли бы кар­ти­на заз­ву­ча­ла, ка­кую музы­ку мы бы услы­ша­ли? Ка­кую музы­ку слы­шал сам ху­дож­ник?

По сви­де­тель­ству его дво­юрод­но­го бра­та, Ре­пин во вре­мя ра­боты над этим про­из­ве­де­ни­ем про­сил иг­рать ему пер­вую часть «Лун­ной со­наты» Л.В.Бет­хо­ве­на. И ис­кус­ство­веды, рас­сказы­ва­ющие об этом, до­бав­ля­ют, что кар­ти­на по­лу­чи­лась та­кой по-бет­хо­вен­ски мощ­ной.

Бет­хо­вен на­пи­сал свою зна­ме­ни­тую со­на­ту в 1830 го­ду. В это вре­мя у не­го по­яв­ля­ет­ся уче­ни­ца гра­фи­ня Джуль­ет­та Гвич­чар­ди, лег­комы­слие ко­то­рой он при­ни­ма­ет за лег­кость ха­рак­те­ра. Ей бы­ло 14 лет ему-30. Он влюб­ля­ет­ся в нее без па­мя­ти и де­ла­ет ей пред­ло­же­ние. В том, что она ста­нет его же­ной, Бет­хо­вен не сом­не­вал­ся. Од­на­ко он по­лу­чил от­каз, а че­рез не­ко­то­рое вре­мя Д.Гвич­чар­ди вы­шла за­муж за кня­зя, ко­торый был пос­ред­ственным ком­по­зи­то­ром, но очень бо­гатым че­ло­ве­ком.
Бет­хо­вен страш­но пе­ре­жи­вал, он серь­ез­но за­бо­лел. Друзья да­же опа­са­лись за его жизнь. Но он вы­жил и соз­дал про­из­ве­де­ние, став­шее из­вестным прак­ти­чес­ки каж­до­му. И до сих пор в на­ча­ле каж­до­го нот­но­го из­да­ния со­наты мы мо­жем про­чи­тать пос­вя­ще­ние гра­фи­не Джуль­ет­те Гвич­чар­ди.

Со­на­та на­чи­на­ет­ся с мерных три­олей, на ко­торые нак­лады­ва­ют­ся ин­то­на­ции по­хо­рон­но­го мар­ша. И ес­ли мы поп­ро­бу­ет сле­дить за раз­ви­ти­ем этих ин­то­на­ций, то услы­шим, как че­ло­век, по­пав­ший в без­дну от­ча­яния, пы­та­ет­ся вы­брать­ся из нее, но во­лею об­сто­ятельств воз­вра­ща­ет­ся на кру­ги своя.

Вот под эту музы­ку соз­да­вал Ре­пин свою за­га­доч­ную и та­ин­ствен­ную кар­ти­ну. И ес­ли музы­ка Бет­хо­ве­на сы­гра­ла в соз­да­нии это­го про­из­ве­де­ния та­кую важ­ную роль, то, воз­мож­но, мы уви­дим ее вли­яние в ком­по­зи­ции кар­тины.

Тог­да плавные три­оли, ко­торы­ми на­чи­на­ет­ся со­на­та – это не про­пи­санные ху­дож­ни­ком фи­гуры зад­не­го пла­на, так­же мер­но рас­по­ло­женные, как в музы­ке ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра. А тра­ги­чес­кие ин­то­на­ции мы ви­дим в тре­уголь­ни­ке, ко­торый об­ра­зу­ют огонь­ки све­чей, ли­цо Хрис­та и Его ру­ки, по­ло­женные на ру­ки де­воч­ки…

Ре­пин не до­пи­сал свою кар­ти­ну в пра­вой час­ти. Но да­же в та­ком ви­де она по­лу­чи­ла боль­шую зо­ло­тую ме­даль и пан­си­он в Ев­ро­пу.

Как-то бу­ду­чи в Санкт-Пе­тер­бур­ге, я заш­ла в Рус­ский му­зей, В за­ле Ре­пи­на я дол­го хо­ди­ла и не мог­ла на­йти ин­те­ре­су­ющую ме­ня кар­ти­ну. Я об­ра­ти­лась к смот­ри­тель­ни­це: « Под­ска­жи­те, где я мо­гу на­йти «Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иаира»?» Ста­рая смот­ри­тель­ни­ца с улы­бкой пос­мот­ре­ла на ме­ня: «А Вы ог­ля­ни­тесь». Я ог­ля­ну­лась и уви­де­ла ог­ром­ную, во всю сте­ну кар­ти­ну, ко­то­рая ока­за­лась луч­ше всех ви­денных мною реп­ро­дук­ций. И заз­ву­ча­ла «Лун­ная со­на­та»…



comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

2010 -
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх