Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Картина "Великий постриг". Художник Нестеров, 1898

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 7/11/2016 08:44:00
Tags: Нестеров



Холст,мас­ло

Кар­ти­на бы­ла на­пи­са­на Нес­те­ровым под впе­чат­ле­ни­ем лич­ной драмы. Он испы­тал, по его сло­вам, "мол­ни­енос­ную лю­бовь". В Кис­ло­вод­ске он встре­тил­ся с де­вуш­кой, - она бы­ла пе­ви­цей и вы­сту­па­ла с гас­тро­ля­ми в мес­тной опе­ре, - и был зах­ва­чен не кра­со­той ее, а чем-то глу­бо­ко скрытым, та­йной внут­рен­ней жиз­ни. "Че­рез ве­се­лую ос­тро­ум­ную речь скво­зил ум и ка­кая-то да­ле­кая пе­чаль. В гла­зах эта пе­чаль иног­да пе­ре­хо­ди­ла в тос­ку, в нап­ря­жен­ную ду­му..." - вспо­ми­нал Нес­те­ров. Вско­ре они уже не мог­ли су­щес­тво­вать друг без дру­га. Де­вуш­ка сог­ла­си­лась стать его же­ной, но вдруг от­ка­за­ла ему. В пись­ме она объ­яс­ни­ла свое ре­ше­ние тем, что не смо­жет дать ху­дож­ни­ку счастье, что ее лю­бовь по­ме­ша­ет осу­щес­твле­нию его твор­чес­кой мечты. Свое глу­бо­кое го­ре Нес­те­ров из­лил в кар­ти­не "Ве­ли­кий пос­триг". Тема ее - рек­ви­ем по несбы­вше­йся люб­ви. Он на­пи­сал ста­ро­об­ряд­чес­кий скит, за­те­ряв­ши­йся в лес­ной глу­ши, - та­кие он ви­дел на ро­ди­не и в ок­рес­тнос­тях Тро­ице-Сер­ги­евой лавры. На фо­не по­ло­гих хол­мов, по­рос­ших еля­ми, сто­ят де­ре­вянные до­ми­ки - кельи мо­на­хинь. Здесь же цер­ковь, ча­со­вен­ка. По уз­кой ули­це дви­жет­ся мед­лен­ная про­цес­сия, длин­ная ве­ре­ни­ца жен­щин разных воз­рас­тов, одетых в черные мо­на­шес­кие рясы. Впе­ре­ди - юная де­вуш­ка в са­ра­фа­не и плат­ке, по­вя­зан­ном по-ста­ро­об­ряд­чес­ки. Это ком­по­зи­ци­онный и эмо­ци­ональ­ный центр кар­тины - де­вуш­ка, юная, чис­тая, крот­кая, с глу­бо­кой пе­чалью в сер­дце. За ней, слов­но пе­чаль­ное эхо, та­кая же де­вуш­ка в про­филь. Они еще не мо­на­хи­ни, но ско­ро и им пред­сто­ит вы­брать этот путь. Мож­но толь­ко га­дать, нес­час­тная ли лю­бовь при­чи­на их ухо­да из ми­ра или прос­то от­вра­ще­ние к его гря­зи и пош­лос­ти. За де­вуш­ка­ми сле­ду­ет ста­ру­ха с де­воч­кой. Пер­вая - воп­ло­ще­ние при­ми­ренных страс­тей, вто­рая их еще не испы­та­ла. Да­лее две мо­на­хи­ни поч­ти­тель­но и не без по­до­бос­трас­тия под­дер­жи­ва­ют влас­тную и кра­си­вую игу­менью. Ком­по­зи­ция стро­ит­ся на пе­рек­лич­ке вер­ти­ка­лей, черных, белых, тя­ну­щих­ся к не­бу как стро­йный хо­рал. Вы­со­кое мас­тер­ство де­ко­ра­тив­но­го ре­ше­ния це­ло­го со­еди­ня­ет­ся здесь с уме­ни­ем вы­ра­зить ли­ри­ко-дра­ма­ти­чес­кий нас­трой, по­добный по­добный музы­каль­но­му. Кра­со­та ве­сен­ней при­роды вно­сит при­ми­ря­ющие нот­ки в скор­бную ме­ло­дию це­ло­го.



comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

2010 -
Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх