Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Небесный бой. 1912

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 27/10/2016 03:35:00
Tags: Рерих


Кар­тон, тем­пе­ра. 66 x 95 см. Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей

Не­бесный бой. Ве­ле­ние не­ба (1912 И 1915 годы).

На всех кар­ти­нах Ре­ри­ха не­бо и об­ла­ка за­ни­ма­ют осо­бое мес­то, пол­ное глу­бо­ко­го сим­во­лиз­ма. В статье "Не­бес­ное зод­чес­тво" он пи­шет: "От ран­них лет не­бес­ное зод­чес­тво да­ва­ло од­ну из самых боль­ших ра­дос­тей. Сре­ди первых дет­ских вос­по­ми­на­ний прек­расные узорные об­ла­ка. Веч­ное дви­же­ние, щед­рое пе­рес­тро­ение, мощ­ное твор­чес­тво на­дол­го при­вязы­ва­ет гла­за ввысь. Чудные жи­вотные, бо­гаты­ри, сра­жа­ющи­еся с дра­ко­на­ми, белые ко­ни с вол­нисты­ми гри­ва­ми, ладьи с цветны­ми зо­ло­чены­ми па­ру­са­ми, за­ман­чивые приз­рачные горы - че­го толь­ко не бы­ло в этих бес­ко­неч­но бо­гатых, не­ис­чер­па­емых кар­ти­нах не­бесных... Кар­тины "Не­бесный бой", "Ве­ле­ние не­ба" и мно­гие дру­гие пос­тро­ены на об­лачных об­ра­зо­ва­ни­ях. Прек­рас­на и не­бес­ная си­не­ва, осо­бен­но же ког­да на вы­со­тах она уль­тра­ма­ри­но­вой поч­ти фи­оле­то­вой чис­тоты".

"Глу­бо­ко ре­алис­ти­чес­кий под­ход к изоб­ра­жа­емо­му - ос­нов­ная чер­та твор­чес­тва Ре­ри­ха, в ко­то­ром со­еди­ни­лась яр­кая са­мобы­тность с на­уч­ной дос­то­вер­ностью. Не уди­ви­тель­но по­это­му, что его кар­ти­на "Не­бесный бой" ис­поль­зо­ва­лась для ил­люс­тра­ции су­гу­бо на­уч­ной статьи в од­ном из еже­год­ни­ков "На­ука и че­ло­ве­чес­тво", в ко­то­рой речь идет о гид­ро­ди­на­ми­ке и прог­но­зе по­годы". (М., "Зна­ние", 1964).

Что же мог­ло по­ро­дить та­кой "не­бесный бой?" Ко­неч­но, толь­ко зло­ба, от­ри­ца­ние, са­мость и про­чие не­га­тивные ка­чес­тва лю­дей, ко­торые на­ру­ша­ют рав­но­ве­сие не толь­ко в са­мом че­ло­ве­ке, но и во всей при­ро­де. Не­урав­но­ве­сие че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет рас­стро­йс­тво сти­хийи все­воз­можные сти­хи­йные бед­ствия. И хо­тя сильны еще темные массы об­ла­ков, но ог­ненные об­ра­зо­ва­ния уже вы­тес­ня­ют их. Лю­дям при­дет­ся от­ве­тить за свои по­рож­де­ния.

На кар­ти­не "Ве­ле­ние не­ба" лю­ди уже соз­на­тель­но об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­вой к не­бе­сам. Они под­ня­ли ру­ки, сер­деч­но ус­тре­ми­лись к Вы­сше­му. И не­бо "услы­ша­ло и отоз­ва­лось". Бур­ля­щие об­ла­ка низ­ко на­вис­ли над Зем­лей. Они не­сут не­бесный глас. Крик ду­ши как бы услы­шан и под­хва­чен не­бе­са­ми. И соб­рав­ши­еся лю­ди пы­та­ют­ся уло­вить "ве­ле­ние", ко­то­рое посы­ла­ет им не­бо.

На кар­ти­не "Не­бесный бой" ме­нее пя­той час­ти за­ни­ма­ет до­ли­на с озе­ра­ми и сва­йны­ми пос­тро­йка­ми. Ос­таль­ное - клу­бя­щи­еся об­ла­ка, то про­ни­занные зо­ло­тистым сол­нечным све­том, то пе­ре­хо­дя­щие в синь гро­зовых туч. Это борь­ба Све­та и тьмы. Не­бес­ное и зем­ное как бы раз­дво­ились, как бы отош­ли друг от дру­га. Идет бой меж­ду дву­мя на­ча­ла­ми. Что-то скры­то в этих не­верных, враж­ду­ющих фор­мах об­ла­ков. Вна­ча­ле на мед­но-зву­ча­щем об­ла­ке бы­ли на­пи­саны фи­гуры ле­тя­щих Валь­ки­рий, ко­торых ху­дож­ник по­том об­ра­тил в об­ла­ка: "Пусть при­сут­ству­ют нез­ри­мо"... Пусть нез­ри­мо, но эти силы при­сут­ству­ют там ре­аль­но. Сва­йный по­сё­лок, изоб­ра­женный вни­зу, как бы при­тих в ожи­да­нии ис­хо­да схват­ки сти­хий.



comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх