Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Озеро Нагов Рерих

Опубликовано нелли урывская вход история одной картины · 9/6/2016 23:48:00
Tags: Рерих


Холст, тем­пе­ра. 46.5 x 79.5 см. Му­зей Ни­ко­лая Ре­ри­ха, США. Нью-Йорк

На кар­ти­не изоб­ра­же­но свя­щен­ное озе­ро Ма­на­са­ро­вар, ко­то­рое рас­по­ло­же­но в Ги­ма­ла­ях на вы­со­те 4557 м к юго-вос­то­ку от горы Ка­йлас. Из озе­ра бе­рут на­ча­ло мно­гие ре­ки Ин­дии. К его бе­ре­гам со­вер­ша­ют па­лом­ни­чес­тво из Ин­дии и Тибе­та. По ле­ген­де здесь оби­та­ют На­ги - ве­ли­кие муд­рецы. Змей всег­да был сим­во­лом муд­рос­ти. Этот сим­вол Змия но­си­ли на об­ру­че еще пос­вя­щенные и фа­ра­оны Егип­та, и он же ук­ра­ша­ет бо­гов Ин­дии. На­ги жи­вут сре­ди лю­дей. Их жен­щины - На­ги­ни, не­обы­кно­вен­но кра­сивы, иног­да ста­но­вят­ся же­на­ми смертных ца­рей и ге­ро­ев. Так у Ар­джуны бы­ла же­на - На­ги­ня, а сам Буд­да, пе­ред тем, как стать Буд­дой, нес­коль­ко раз воп­ло­щал­ся в об­ра­зе На­гов.

Из свя­щен­но­го озе­ра Ма­на­са­ро­вар вы­те­ка­ет один из ос­новных при­то­ков Ин­да - ре­ка Сат­ледж, а так­же бе­рет на­ча­ло Бра­ма­пут­ра - свя­щен­ная ре­ка Ин­дии. Здесь же за­ро­ди­лась Ари­авар­та и по ле­ген­де под озе­ром есть го­род и вход в Шам­ба­лу. Н.К.Ре­рих лёг­ки­ми маз­ка­ми изоб­ра­зил два змея на ска­лах и их от­ра­же­ние как бы на Тон­ком пла­не - в си­не­ве не­бес. Мож­но раз­гля­деть фи­гу­ру На­га, вы­хо­дя­ще­го из озе­ра. Ху­дож­ник пи­сал, что на озе­ре На­гов На­гар­джу­на ви­дел Зна­ме­ние.

Наг - змий, од­но из клю­чевых по­ня­тий в вос­точ­ной фи­ло­со­фии, объ­яс­ня­ющей эво­лю­цию че­ло­ве­ка и пла­неты: "Эво­лю­ции ми­ров не мо­гут рас­смат­ри­вать­ся от­дель­но от эво­лю­ции все­го су­ще­го... Ес­ли до­пус­тить, что че­ло­век и пла­не­та яв­ля­ют­ся лишь сос­то­яни­ями на дан­ное вре­мя, что их нас­то­ящая ви­ди­мость - ге­оло­ги­чес­кая и ан­тро­по­ло­ги­чес­кая - вре­мен­ная и лишь ус­лов­ность, со­пут­ству­ющая им на этой ста­дии эво­лю­ции, всё ста­но­вит­ся ясным. Се­миг­лавый змий Виш­ну Анан­да, Наг вок­руг Будды, ве­ли­кий дра­кон-веч­ность, ку­са­ющий своей ак­тив­ной го­ло­вой свой пас­сивный хвост, из эма­на­ций ко­то­ро­го воз­ни­ка­ют миры, су­щес­тва и пред­меты..." (Пись­ма Ма­хатм)

"В ин­ду­ис­тской и буд­ди­йс­кой ми­фо­ло­гии на­ги (бук­валь­но змеи) - сим­вол муд­рос­ти, оби­та­ют в ми­ре пре­ис­под­ней, где вла­де­ют полным сок­ро­вищ двор­цом По­та­ла... Здесь жил смелый На­гар­джу­на и по­чер­пал муд­рость из бе­сед с На­гом - зме­иным ца­рём". (Н.К.Ре­рих, Ал­тай-Ги­ма­лаи, с.78)

"В Ги­ма­ла­ях су­щес­тву­ет ве­ли­кий культ на­гов - самый уди­ви­тель­ный культ в ис­то­рии че­ло­ве­чес­тва. О на­гах, лю­дях-зме­ях или по­лу­лю­дях по­вес­тво­ва­ли мифы Азии, Ев­ропы, Аме­ри­ки, Ав­стра­лии и Аф­ри­ки. Ви­ди­мо в древ­нос­ти не су­щес­тво­ва­ло та­ко­го мес­та, где бы не пок­ло­ня­лись мо­гу­щес­твенным на­гам. Тра­ди­ци­он­но культ на­гов связы­ва­ли с пло­до­ро­ди­ем зем­ли, во­дой и про­из­во­дя­щим жен­ским на­ча­лом. Сам культ был сло­жен и мно­гос­ло­ен, в нем от­ме­ча­лись следы мно­гих ты­ся­че­ле­тий, и сквозь них вы­ри­совы­вал­ся наг как сим­вол муд­рос­ти, Учи­тель или куль­турный ге­рой. Имен­но здесь, в За­падных Ги­ма­ла­ях эта чер­та куль­та пре­ва­ли­ро­ва­ла над все­ми дру­ги­ми. В горных до­ли­нах и на пе­ре­ва­лах сто­яли свя­ти­ли­ща на­гов, а на их ал­та­рях возвы­ша­лись ка­менные и брон­зовые фи­гуры та­ин­ственных муд­ре­цов со зме­ины­ми ка­пю­шо­на­ми над го­ло­ва­ми.


comments powered by Disqus
Вы находитесьв разделе:
История картин

Назад к содержимому | Назад к главному меню
^ Вверх